Договор дороже денег?

Жительница Слуцка подала в суд на предприятие жилищно–коммунального хозяйства
Жительница Слуцка подала в суд на предприятие жилищно–коммунального хозяйства

Пенсионерка Зоя Драбеня в доме 138а по улице Ленина в Слуцке живет больше 20 лет. Многоэтажный столбик расположен практически в центре города и снаружи красив — залюбуешься. Фасад покрашен. Новенькая детская площадка.

А стены подъезда, точно шкура далматинца, — в пятнах. Краска осыпается вместе со штукатуркой. Облупившиеся окна без стекол. В квартире у пенсионерки — 15 градусов по Цельсию и практически холодные радиаторы. Засорились. Их не промывали много лет. «Обидно стало, — отвечает на мой вопрос, что же побудило судиться с коммунальниками, Зоя Игнатьевна, — не скажу, что ЖКХ ничего не делает, да вот только как–то все не для людей, а напоказ. Ведь иначе не стали бы размещать место для игр детей на пересечении двух автодорог и без сетки–ограждения. А сколько просила: сделайте ступеньку у входа в подъезд, нам, пожилым, взбираться тяжело. Сделали только тогда, когда начались судебные разбирательства».

Пенсионерка внимательно прочитала свой договор с жилищно–коммунальной службой и сначала письменно попросила ЖЭУ его исполнять. По правилам содержания жилых домов в городах и поселках текущий ремонт в них нужно делать раз в 5 лет. В доме Зои Драбени пропущены уже два ремонта. Ответ ЖКХ был коротким: готовы все исправить, но, уважаемые жильцы, поучаствуйте деньгами.

— Тарифы, по которым население оплачивает услуги ЖКХ, вдвое ниже реальных затрат. Остальное возмещает бюджет по плану, утвержденному на 2007 год. Но собираемых таким образом денег катастрофически не хватает на все необходимые работы, — нервно листает финансовые отчеты Наталья Лях, начальник планового отдела КУП «Слуцкое ЖКХ». — Дома строились в 60 — 80–е годы. Обветшали порядком. Кроме того, некоторые работы нам приходится выполнять по нескольку раз. Скажем, вставим стекло в подъезде — на следующий день оно разбито. Отремонтируем дверь — назавтра она сломана.

«По правилам содержания жилых помещений, — поддерживает коллегу Лидия Нестерова, юрист Слуцкого ЖКХ, — жители многоэтажного дома должны заботиться о сохранности конструктивных систем и мест общего пользования. Но заботиться начинают только тогда, когда вложат в это свои деньги. В нынешнем году с участием жильцов мы отремонтировали 30 подъездов. Там теперь образцовый порядок. Потому–то мы и попросили людей принять долевое участие. С каждой квартиры нужно было собрать всего–то по 15 тысяч рублей. Сравните: на ремонт крыши, фасада дома и строительство детской площадки у дома 138а по улице Ленина в последние несколько лет потрачено 249 миллионов рублей! Решение районного суда считаем необоснованным и будем его обжаловать в вышестоящей инстанции».

Кстати, решение (оговорюсь, оно еще не вступило в законную силу) такое: обязать КУП «Слуцкое ЖКХ» произвести текущий ремонт внутренних помещений межквартирных лестничных клеток и лестничных площадок. И взыскать в пользу истицы 50 тысяч морального вреда. Как ни крути, но работники ЖКХ нарушили и закон о защите прав потребителей, и правила содержания домов. Зоя Драбеня исправно платила за услуги, которых реально не получала.

Иски к коммунальникам уже не редкость (скажем, в Слуцке в этом году подано еще два). Но до сих пор причиной была халатность какой–либо службы. Скажем, вскрыли для ремонта крышу, забыли сделать шатер, чтобы дожди не заливали жильцов верхних этажей. А тут дожди... Но теперь создан прецедент. Рядом с домом № 138а стоят такие же неремонтированные 136-й, 134-й... Весь Слуцк следит за развитием событий, затаив дыхание. Норматив по текущему ремонту, утвержденный в 1990 году, не выполнялся десятилетиями. И если теперь все жильцы заставят свои ЖЭСы его выполнить, их ожидает банкротство, а саму систему — коллапс. В этой ситуации у каждого — и у жильцов, и у коммунальников — своя правда. И каждый готов ее отстаивать. Так что же, будем судиться? Или искать компромиссы?

Аэлита СЮЛЬЖИНА, «СБ».

В тему

Редкими прецедентами судебного противостояния с организациями ЖКХ в Гомеле остаются случаи Василия Сиротина и Владимира Бутроменко. Этим скандальным историям было посвящено несколько публикаций «СБ».

Напомним: пенсионер Василий Сиротин отказался оплачивать квитанции за капремонт и техобслуживание пятиэтажного дома, в котором жил. Он считал, что на эти деньги ничего не делается. В то же время за электричество, воду, газ платил исправно. Коммунальники вынуждены были обратиться в суд...

Владимир Бутроменко, напротив, сам пошел в атаку. Обвинил коммунальное жилищное ремонтно–эксплуатационное предприятие «Советское» Гомеля в незаконном обогащении: дескать, брали деньги за неоказанные услуги, поскольку и ремонт не делается, и лампочки не горят, и вода холодная...

Больших успехов в судах гомельчане не добились. Но, как считают сами, послужили «катализаторами» перемен в ЖКХ.

— Пока они меня не трогают, я их тоже не трогаю, — Василий Сиротин по–прежнему не настроен платить за услуги, которые, как он считает, ему не оказываются. Надеется, что перемены к лучшему принесет новое законодательство о правах потребителей в жилищно–коммунальной сфере...

Фамилию Бутроменко начальник областного управления юстиции Валентин Макаревич вспомнил сразу:

— Да, был у меня на приеме буквально во вторник...

Владимир Иванович продолжает отстаивать свои позиции. Районный и областной суды уже отказали ему в удовлетворении иска (ссылаясь в том числе и на нехватку средств у ответчика). Истец идет дальше, выше. Ведь когда–то пообещал, что не остановится, пока не использует все законные возможности...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter