Почему расторгается больше половины инвестиционных проектов

Договор дороже денег

Для широкого открытого обсуждения представлен проект Программы социально–экономического развития страны на 2016 — 2020 годы. Документ скрупулезно выверенный, реалистичный, честный. Он не обещает золотого дождя. Не строит песочных замков. Вчитываясь в разделы, понимаешь: успех в конечном итоге зависит от каждого. От личных усилий на конкретном рабочем месте. Здесь обращает на себя внимание важный момент. Сказано прямо: «Внешние обстоятельства не были единственной причиной экономических трудностей...» Очень ценно, что итоги минувших пяти лет не ретушируются, честно названы проблемы. Среди них то, что управленческие технологии иной раз отстают от требований времени, подчас тормозится внедрение инноваций, не всегда удается привлечь масштабные прямые иностранные инвестиции. Как можно преуспеть в будущем, если не проанализировать прежние недоработки? Наше благосостояние в решающей степени зависит от того, что мы производим и насколько успешно продаем. От экономики. На днях это подчеркнул Президент в своем напутствии новым руководителям районов, сказав, что «вся экономика — это основа, и на нее накладывается политика». Эффективность экономики, в свою очередь, во многом определяется вложениями в ее модернизацию — инвестициями.

Комитет госконтроля провел анализ пятилетних итогов инвестиционной деятельности в Минской области, где заключено более трети всех договоров в стране. Причины повышенного интереса к центральному региону понятны: развитая инфраструктура, перекрестие логистических маршрутов, близость органов государственного управления и, как естественно ожидать, профессионализм их работников. Абсолютные цифры впечатляли: было заключено 635 инвестиционных договоров, планируемая сумма привлеченных средств оценивалась в 6,1 млрд долларов США.

Сразу скажем, что исследование не ставило целью оценить реализованные проекты и сопоставить их результаты с планами. Оценивались лишь те, которые по разным причинам не удались. Так вот, было расторгнуто более половины заключенных договоров: 328 из 635. Среди причин называются как недостаток денег у инвестора, так несогласованность действий органов госуправления, затягивание сроков оформления землеустроительной и проектной документации, качество этих документов.

Даже строительство таких непроизводственных объектов частично решает региональные проблемы: повышает занятость местных жителей (и, следовательно, их благосостояние), увеличивает наполняемость бюджетов. Почему же региональная экономика не получает ожидаемых дивидендов?

Едва ли нехватку денег можно отнести к объективным факторам. Инвестор по определению должен уметь считать свои деньги и просчитывать риски. Но нам важнее знать, в чем просчеты местных органов власти. В конце концов, они больше инвестора заинтересованы в создании новых рабочих мест и налоговых поступлениях.

...В Минском районе площадки под строительство завода по производству напитков и логистического центра для кипрской компании выбирались 10 месяцев. Участки для эстонской компании под малоэтажную и коттеджную застройку с социальной, торговой и спортивной инфраструктурой — 11 месяцев. Из–за волокиты с оформлением землеустроительных бумаг латвийский инвестор не приступил к строительству торгово–развлекательных центров в поселках Мачулищи и Сеница...

Если же свои обязательства не выполняли инвесторы или затягивали сроки реализации договоров, местная власть тоже не всегда реагировала своевременно. Инвесторы, по сути, получали рассрочку по уплате в бюджет значительных средств в виде предоставленных им льгот и преференций.

При подобном попустительстве российский инвестор за отведенные 2,5 года не закончил строительство в Смолевичском районе завода по производству ветеринарных препаратов и кормовых добавок. На такой же срок растянулось расторжение договора с ООО, которое не выполнило свои обязательства относительно Крупского плодоовощного завода (увеличить численность работников, погасить задолженности, инвестировать в развитие...). Акции предприятия были возвращены в собственность района, инвестор оштрафован на 2,6 млрд руб., возбуждены 13 уголовных дел.

Около 60 процентов заключенных Миноблисполкомом и зарегистрированных в Минэкономики инвестиционных договоров (380 из 635) предполагалось реализовать в Минском районе. Именно столько, 60,8 процента, к истечению пятилетнего срока были расторгнуты: свои обязательства инвесторы не исполнили. Причем в подавляющем большинстве (194 проекта, 84 процента от расторгнутых договоров) к освоению участков даже не приступили. В подобных случаях предстоит решать проблему дальнейшего землепользования.

Проблема инвестиций не снимается с повестки дня, напротив, становится более актуальной. Результаты мониторинга Комитета госконтроля учтены: в Декрет Президента от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» внесены соответствующие изменения. С 5 мая 2016 года ответственность инвесторов и должностных лиц за неисполнение или нарушение сроков реализации договоров усилена. Как известно, 55 наиболее важных для страны проектов поручены личному контролю членов Правительства.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 116 (24998). Вторник, 21 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter