Добывать больше, перерабатывать глубже

Ученые считают, что торф нужно использовать с большей пользой

Ученые считают, что торф нужно использовать с большей пользой

Как распорядиться таким богатством белорусской земли, как торф? Сохранять в неприкосновенности богатые им болота — важное звено поддержания водного режима почв и прибежище многих видов животных и растений, или активно использовать запасы торфа в качестве топлива, мелиорантов, удобрений, биологически активных препаратов и сырья для химической промышленности? Академик Иван Лиштван считает, что истина в давнем споре находится посредине, и эта позиция отражается в Государственной программе «Торф», в которой предусматривается реализация комплекса мероприятий по использованию торфа на период до 2020 года.

— Иван Иванович, программа выполняется под научным руководством Института природопользования НАН Беларуси, в котором вы работаете, поэтому и вопрос адресуется вам. Как вы считаете, намеченные планы в полной мере учитывают интересы сторон? Как велики запасы торфа и сколько его нужно?

— Заказчиками программы являются Минэнерго и Минсельхозпрод, основные задания, предусматривающие оценку воздействия разработки торфяных месторождений на окружающую среду, выполняют организации НАН Беларуси, Белгосуниверситета, и оснований не доверять им я не вижу. Что же касается геологических запасов, то торфяные месторождения Беларуси, занимающие 12—14 процентов ее территории, оцениваются в 4—4,2 миллиарда тонн. Это очень много.

— В какой мере запасы торфа используются?

— В разработку торфяных месторождений вовлечено лишь 6,9 тысячи гектаров (из 2,4 миллиона).

В качестве топлива ежегодно добывается 2,7 — 3 миллиона тонн фрезерного торфа, а для нужд сельского хозяйства — примерно 3 миллиона тонн плюс 300 тысяч кубометров сапропеля. В 2011 году доля торфа в общем объеме котельно-печного топлива составила менее 4 процентов, или 3,02 миллиона тонн. Планируется, что в 2015 году объемы использования торфа в качестве топлива увеличатся вдвое, а к 2020 году достигнут 5,1 миллиона тонн. Для сравнения: доля торфяного топлива в производстве электроэнергии в Финляндии составляет 5,3 процента, в производстве тепловой энергии — около 20 процентов.

— Увеличение объемов добычи торфа потребует строительства новых брикетных заводов или расширения действующих?

— Чтобы завод работал долго и эффективно, его необходимо обеспечить сырьем на 20—30 лет вперед, а для этого нужны запасы торфа не менее 8 миллионов тонн. В настоящее время многие месторождения торфа уже разработаны и освобожденные площади переданы для заболачивания или использования в сельскохозяйственных целях. Для расширения объемов производства действующих предприятий необходимо расширение сырьевых баз. Именно поэтому в июне этого года было принято постановление правительства, расширяющее торфяную базу на 8 месторождений с геологическими запасами около 80 миллионов тонн и в перспективе еще 10 месторождений с запасами 300 миллионов тонн.

— В чем состоит вклад науки в сельскохозяйственную часть программы?

— Исследования ученых направлены на разработку меро­приятий по выбору перспективных для комплексного использования торфяных месторождений, создание новой схемы распределения торфяных месторождений, выработку и внедрение ресурсо­сберегающей системы адаптированного сельскохозяйственного использования торфяных почвенных комплексов Белорусского Полесья. Большая часть заданий направлена на организацию производства высокоэффективных жидких комплексных микроудобрений на основе гуматов торфа, компостирования навоза с торфом и другими компонентами. Предусматривается разработка комплексных препаратов для защиты растений от болезней и стимуляции их роста. Одним из направлений программы являются исследования в области разработки эффективной схемы использования месторождений сапропеля и организация производств по его добыче.

Программой также предусмотрена организация новых альтернативных производств по глубокой переработке торфа с получением высокоэффективных жидких комплексных микроудобрений на основе гуматов торфа для некорневой обработки растений, инкрустации семян и добавок к минеральным удобрениям, сапропелевых удобрений и кормовых добавок, гуматсодержащих биологически активных препаратов. Перспективными являются разработки эффективных мелиорантов для восстановления плодородия деградированных почв, повышения продуктивности легких почв, производства мелиоративно-удобрительных материалов на основе торфа и сапропеля для использования при озеленении и обустройстве территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью.

— А экологические проблемы предполагается решать?

— Обязательно. В 2012 году будут разработаны мероприятия по использованию выбывших из промышленной эксплуатации торфяных месторождений по всем областям республики, рекомендации по технологии их биологической рекультивации с возделыванием болотных ягодных растений, а также инструкции по минимизации негативных последствий разработки торфяных месторождений на прилегающие ландшафты, растительный и животный мир.

— Подсчитано, что дает сельскому хозяйству использование торфа?

— Например, разработка и внедрение ресурсосберегающей системы адаптированного сельскохозяйственного использования мелиорированных торфяных почв создаст благоприятные предпосылки для повышения продуктивности торфяных почв до 7—7,5 тонны кормовых единиц с гектара и сокращения расхода органического вещества торфа на 1,5—2 миллиона тонн ежегодно. Реализация разработки позволит создать в регионе, прежде всего в районах Припятского Полесья, зону устойчивого земледелия на 1,2—1,4 миллиона гектаров с производством 9,5—10 миллионов тонн кормовых единиц продукции растение­водства. Это позволит получать экспортоориентированные продукты животноводства: не менее 4—4,2 миллиона тонн молока и 0,7—0,8 миллиона тонн мяса. Сохранение и повышение продуктивности торфяных почв улучшит условия работы и проживания населения Полесья.

— Вы упоминали еще сапропель.

—Да, торфяные залежи часто подстилаются сапропелевыми отложениями. Они широко используются в медицине, а также в производстве высокоэффективных удобрений. Поэтому важно провести оценку запасов, дать обоснование состава необходимого оборудования и новых технологий разработки залежей. Выбор для разработки наиболее перспективных месторождений с запасами сапропеля высокого качества, применение ресурсо­сберегающих технологий добычи позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции по сравнению с действующими предприятиями на 20—40 процентов. В результате ожидается значительное снижение цены органоминеральных сапропелевых удобрений.

Реализация схемы размещения первоочередных участков добычи и переработки сапропеля для сельского хозяйства позволит в 2—3 раза увеличить заготовку и применение сапропелевых удобрений. Их применение будет способствовать решению проблемы повышения плодородия земель регионов, удаленных от баз заготовки торфа и станций перегрузки минеральных удобрений, и экономии на каждом гектаре пашни 300—400 тысяч рублей за счет сокращения использования минеральных удобрений.

Совместная добыча торфа и сапропеля позволяет повысить полноту и эффективность использования запасов торфосапропелевого сырья, организовать производство топливных гранул со связующими из сапропеля и гуминовых препаратов многоцелевого назначения. Такая продукция относится к инновационной и обязательно будет иметь повышенный спрос на зарубежных рынках.

— На мировом рынке пользуются спросом и гуминовые препараты на основе торфа. Они у нас производятся?

—Уже созданы белорусские жидкие гуминовые микроэлементные удобрения типа «Элегум». Два действующих в Беларуси цеха при полной загрузке могут удовлетворить потребность республики в таких удобрениях примерно на 10 процентов, поэтому ставится вопрос о строительстве новых цехов в каждой административной области. Белорусские гуминовые микроэлементные удобрения могут быть предметом экспорта, их конкурентоспособность на международном рынке вполне предсказуема, так как они дешевле импортных примерно на 20—30 процентов, а по качеству превосходят зарубежные аналоги.

В последнее время интересы науки также устремлены на технологии производства комплексных препаратов на основе продуктов переработки торфа и ризосферных бактерий. Ризосферные бактерии — это почвенные бактерии. Они стимулируют рост растений за счет синтеза полезных соединений и подавления вредных для них микроорганизмов. Препарат на основе торфа и ризосферных бактерий рекомендован для биологической защиты, стимуляции роста и развития сельскохозяйственных растений.

В связи с удорожанием минеральных удобрений и концентрацией навоза в зонах крупных животноводческих комплексов весьма актуальным становится производство и применение органоминеральных удобрений пролонгированного действия. Их применение на 35—45 процентов увеличивает коэффициент использования питательных элементов растениями и на 15—30 процентов повышает урожайность культур. Ориентировочная потребность в них только под картофель и овощи, по данным Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси, составляет в республике около 300 тысяч тонн в год.

Приведенные результаты применения в сельском хозяйстве торфа и сапропеля, а также продуктов их переработки на основе разработок программы «Торф» свидетельствуют о высокой их эффективности для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения качества сельскохозяйственной продукции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter