К каким последствиям могут привести обмен санкциями между Россией и США

Добрый полицейский Трамп

Эпопея с ужесточением санкций США в отношении России выходит на финишную прямую. Законопроект был принят нижней палатой американского конгресса, а также сенатом. Теперь документ поступил на рассмотрение президента, и, как сообщают источники в Белом доме, Дональд Трамп намерен его подписать. Законопроект предполагает целый пакет санкций сразу против трех государств — России, Ирана и КНДР. Таким образом, можно говорить о появлении новой версии «оси зла», борьбе с которой будет подчинена американская внешняя политика в ближайшее время. Очевидно, что история очередной «перезагрузки» российско-американских отношений, на которую так рассчитывали в Кремле, в связи с этим может считаться оконченной. Становится понятным, что холода в отношениях двух держав наступают всерьез и надолго.

Санкционная политика уже дала свои плоды. Президент  России Владимир Путин объявил, что в качестве ответа на ужесточение антироссийских санкций число сотрудников американской дипмиссии будет сокращено на 755 человек. Это крупнейший акт подобного рода в истории отношений России и США — если, конечно, не считать закрытия американской дипмиссии после Октябрьской революции 1917 года.


Принятие скандального законопроекта и готовность Трампа его подписать, с одной стороны, выглядят как поражение президента в его противостоянии с конгрессом. Но, думается, это так только отчасти. Действительно, Трамп со своей повесткой узконационального эгоизма и отказа от избыточных, по его мнению, внешнеполитических обязательств ополчил против себя неолиберальное глобалистское большинство американского истеблишмента и подконтрольные ему СМИ. Президент и его администрация подвергаются беспрецедентной информационной атаке, где главными темами стали связи с Россией Трампа и его окружения, а также якобы вмешательство российских спецслужб в американские выборы. Белый дом лихорадит под ураганным огнем этих обвинений, и, похоже, в команде Трампа наметился раскол, вылившийся в ряд громких увольнений — в отставку ушли глава аппарата Белого дома Райнс Прибас и пресс-секретарь Шон Спайсер. Активно циркулируют слухи и о скорой отставке госсекретаря Рекса Тиллерсона.

В этом контексте принятие закона, предполагающего ужесточение санкций против России и ограничение внешнеполитических функций президента, действительно может показаться поражением Трампа и серьезной уступкой его оппонентам.

Вместе с тем в основе своей закон о санкциях вполне отражает внешнеполитические приоритеты Трампа. Санкции против Ирана и КНДР соответствуют основным направлениям его внешней политики. На Ближнем Востоке Трамп делает ставку на контроль над регионом в опоре на широкую коалицию от Израиля до Саудовской Аравии, спаять которую может только наличие общего врага, роль которого и отводится Тегерану. Аналогично этому дальневосточная политика Трампа основана на сдерживании и ослаблении Китая, и северокорейский кризис здесь является одним из главных рычагов. В подтверждение этого 30 июля Трамп в своем Твиттере разразился гневной тирадой в адрес КНР: «Я очень разочарован в Китае. Наши глупые прежние лидеры позволили им заработать сотни миллиардов долларов на торговле, но они ничем не помогли нам с Северной Кореей, все это лишь только разговоры». Трампу вторит и госдепартамент, накануне обвинивший Россию и Китай в сотрудничестве с северокорейским режимом и растущей в связи с этим угрозе региональной и глобальной стабильности.

Что касается России, то Трамп действительно хотел бы нормализации отношений с Москвой на фоне внешнеполитических вызовов в других регионах. Однако российское направление никогда не было для него приоритетным, в том числе по причине весьма слабых экономических связей с Россией. Поэтому Трамп вполне может позволить себе пожертвовать «перезагрузкой» с Москвой, получив взамен поддержку конгрессом других внешнеполитических начинаний, а также рассчитывая ослабить информационный прессинг из-за якобы связей с Россией.

Вместе с тем администрация Трампа по-прежнему не желает идти на обострение с Россией. Об этом свидетельствует весьма неуклюжее заявление Рекса Тиллерсона, которым он попытался смягчить негативное впечатление от закона о санкциях, заявив, что они являются… выражением воли американского народа к нормализации отношений с Россией. Таким образом, администрация Трампа пытается сохранить открытым окно возможностей для контактов с Москвой и играть роль «доброго полицейского» на фоне антироссийски настроенного конгресса.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter