В минувшую субботу в Бобруйском районе соревновались лучшие механизаторы Могилевской области

Добрый пахарь гона не испортит

Стимул победить для каждого из 40 участников довольно весом — 150 рублей за первое место. Плюс механизаторы хоть на день, но сосредоточились на технологических тонкостях, обновили знания.


На поле, где проходил конкурс, ровный ряд машин: МТЗ-3022, МТЗ-3520, МТЗ-1523. Столько техники сразу в одном хозяйстве не увидишь. Представляю, как, взрыкнув мощными моторами, они пойдут резать это поле на пласты. Но пока, за полчаса до старта, кто-то осматривает трактора, кто-то покуривает, явно нервничая.

Зрелище, когда все началось, получилось, скажу я вам, захватывающее. Надо было видеть, как четко, если не сказать филигранно, заходили трактора каждый на свою загонку, как ровно, словно по нитке, тянули некоторые свою борозду. Качество и только качество, весь упор был сделан на него. Один из главных критериев оценки — четко выдержанная, 20 сантиметров, глубина вспашки. От судей здесь поблажек не было — от их опытного глаза ни один огрех, ни один промах не укрылся. Напряжение росло. И когда, поспорив между собой, члены комиссии объявили результаты, то Святослав Зуб из СПК «Гигант» Бобруйского района, ставший победителем в номинации «Опытный механизатор», вздохнул с нешуточным облегчением:

— Не думал, что выиграю, такие соперники сильные. Я всего лишь люблю свою работу. Она тяжелая. И хотелось бы, чтобы ценилась выше, ведь в поле мы с утра и до поздней ночи с десятиминутным перерывом на обед.

Победители Святослав ЗУБ и Анатолий ЛЕВКОВИЧ

Ставший лучшим среди молодежи Анатолий Левкович из филиала «Севролюкс-Агро» Могилевского района немногословен:

— Секрет победы — опыт. Нас каждый день оценивают в хозяйстве агрономы, сейчас судьи — какая разница. Приятно, что мои старание и умение заметили, хотелось, чтобы так было всегда. На конкурс добирался на своем тракторе — скорость 35 километров в час. Пара-тройка часов — и на месте.

Занявший второе место Владимир Гончаренок из ОАО «Бацевичи-Агро» Кличевского района на конкурс приехал вместе с отцом:

— Я за рулем 22 года, отец уже на пенсии с механизаторским стажем 42 года. Попросился со мной посмотреть, как сейчас работают на земле.

Отец Леонид Киреевич замечает:

— Я пахал на ДТ-75 и Т-150, вот это тряска была. В кабине все дребезжит, как на танке едешь. Чувствуешь каждую кочку, выдержать смену — пытка. Ну а как плуг камень «поймал» — на полдня останавливаешься. А сейчас плуги такие, что сын вон с двумя камнями не разминулся — и ничего, дальше поехал.

Владимир ГОНЧАРЕНОК на конкурсе вместе с отцом Леонидом Киреевичем

Сергей Кузюрин из отделения «Дружба» ОАО «Краснопольский» за двести километров гнать свою «тридцатку» не стал:

— В хозяйстве 14 лет. В день, бывает, по 20 гектаров прохожу. Три года назад занял первое место в районе на таком же конкурсе, в позапрошлом второе. Приятно, что пригласили на областной, — есть на что, честно говоря, посмотреть и у кого поучиться.

За полдня участники конкурса вспахали около 20 гектаров, за что им, конечно, большое спасибо от хозяев поля — ОАО «Агромашсервис».

Заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Александр АДАМОВ

По словам председателя обкома профсоюза работников АПК Виктора Гейделя, технику предоставили сельхозпредприятия из ближайших районов, чтобы не гнать ее из дальних и не жечь зря топливо. Конкурс проходит уже в третий раз, и это неплохая тренировка перед предстоящей пахотой на местах, в хозяйстве. Ведь не за горами сев озимых. Механизаторы узнают тонкости работы, делятся между собой опытом. В планах на ближайшие годы новые упражнения — теория на компьютере и трактородром.

После конкурса я попросил у заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Александра Адамова разрешить порулить, чтобы хоть немного прочувствовать специфику механизаторского труда. Александр Яковлевич весьма критически отнесся к моему заверению, что легковым автомобилем я управлять умею очень даже хорошо, но причиной отказа послужило даже не это — техника безопасности. В итоге я просто оказался в кабине громадной «тридцатки» вместе с ее хозяином Геннадием Волосом из кировского КСУП «Барчицы-агро». И уже через несколько минут оценил главную конструктивную недоработку именно этого трактора: на улице под тридцать — и в кабине без кондиционера уже нечем дышать. Геннадий, видя это, усмехается:

— А вот ты по такой жаре пашешь, открываешь окно — и получаешь тучу пыли в лицо. Ну и что делать — пахать-то все равно надо.

Михаил ШАБУНЕВИЧ из ОАО «Несята» Кличевского района более 30 лет на тракторе

Трактор управляется джойстиком — вторая, третья передача. Все просто. Да, замечает Геннадий, когда по дороге едешь. А когда пашешь, надо плуг как следует заглубить в землю, при развороте перевернуть его на другую сторону, не потерять передним колесом борозду и при этом удержать машину в руках.

Все правильно. Пахота — это никакая не забава. Да, с появлением новых машин, оснащенных теми же кондиционерами, она стала чуть полегче, но, согласитесь, это все равно тяжелая мужская работа. И люди, которые ее делают, нас с вами фактически кормят. Давайте об этом помнить. А если подзабывается — просто посидите, как я, пяток минут в кабине при сегодняшней жаре.

kovalev@sb.by

Минск — Бобруйский район — Минск

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter