Пинск. Рынок и костел иезуитов. Нач. ХХ века.
Софья Хоментовская, дочь Брониславы Буховецкой и Феликса Друцкого-Любецкого, родилась 8 декабря 1902 года на Пинщине. Ее бабушкой была Ядвига Радзивилл. Аристократическая и состоятельная семья могла позволить себе нанять профессора из Парижа, чтобы тот давал ребенку уроки по истории искусства и живописи. Но так получилось, что фотоаппаратом Софья стала пользоваться раньше, чем кистью художника. Вообще, фотографировать она начала в ранней юности, практически в детстве, на Полесье. Свой первый «Кодак» получила от отца, когда ей было около десяти лет. Сохранилась семейная фотография, запечатлевшая момент, когда девочка и ее отец рассматривают новенький аппарат. Надо сказать, накануне Первой мировой войны такой презент был весьма популярным в состоятельных семьях: вспомним того же Яна Булгака, который увлекся фотографией после того, как его жена получила в подарок фотоаппарат (кстати, Хоментовская и Булгак поддерживали знакомство, в 1934 году Булгак приезжал к Хоментовской на Полесье). Даже сформировался так называемый образ «барышни Кодака» — молодой, элегантной и модной женщины с фотоаппаратом как неотъемлемым атрибутом современности того времени и… женственности.
Полесье. Нач. ХХ века.
Каким же предстает Полесье в документальном фотоповествовании Софьи Хоментовской?
Полесье. Рыбаки. Нач. ХХ века.
Со временем Софья сменила «Кодак» на мобильную по тем временам «Лейку», что позволило ей много и успешно фотографировать на открытом пространстве, выполнять фактически репортажную съемку (она даже написала статью под говорящим названием «С «Лейкой» по водам Полесья»). Вместе с тем у Хоментовской много и композиционно тщательно выстроенных снимков, обращенных в первую очередь к эмоциям, передающим атмосферу, настроение, красоту, несущим мощный эстетический потенциал, — того, что называется художественной фотографией. Хоментовская много училась, развивала свой метод и обогащала творческие приемы. «Как объектив, так и кисть в руках неумеки не сотворят произведение искусства», — писала она.
Полесье. Весенняя косьба под водой. Нач. ХХ века.
Возвращение на Полесье после неудавшегося супружества, после яркого путешествия по Европе открыло новый этап в жизни Софьи как в творчестве, так и в личной жизни: она снова вышла замуж — за Якуба Хоментовского, родила детей. Фотографировала в основном территории вокруг своего родового поместья: Парохонск, Богдановку, Городище, Доброславку, а также имение мужа, радзивилловские Манкевичи, Пинск, Гродно, живописное озеро Хольча, реки Бобрик, Пину, Припять. Вместе с Яном Булгаком в 1938 году участвовала в совместной выставке во время Полесской ярмарки в Пинске. Некоторые ее снимки публиковались в довоенной польской прессе. Но только спустя многие годы открылось полное содержимое так называемых полесских ящиков фотомастера, в которых хранилось множество не публиковавшихся негативов, выполненных в основном в 1930-е годы. Всего полесский архив состоит из 2.500 негативов, как однажды написали, «не существующего сегодня Полесья».
Пинск. Улица Костюшки. Нач. ХХ века.
Среди любимых тем Софьи Хоментовской — полешучки за работой, о которых она писала: «На Полесье все держится на бабе». На ее снимках мы видим полесских прачек, жней, вдов, торговок на ярмарках, женщин в своеобразных местных головных уборах… И чаще всего фото фиксирует не праздники, а будни. Крестьяне засняты в момент труда возле хаты, в поле, в лесу, на реке… Исследователи ее творчества отмечали, что взгляд героев ее фотографий не ищет живописных пейзажей. Этот взгляд — рабочий инструмент, им окидывают воду, траву, дорогу, небо в чисто практических целях. Софья сама писала, что стремилась выполнить снимок до того, как те же егери или охотники это заметят и «сделают физиономии побеждающих гладиаторов».
Полесские дети. Нач. ХХ века.
Еще одна важнейшая тема — вода как основа полесского бытия. Разлившиеся реки, рыбаки и их снасти, гати посреди вод… Много фотографий лодок, зарослей камыша, водяных лилий.И все-таки ее Полесье — это «Полесье комильфо», как озаглавила статью, посвященную Софье Хоментовской в книге-альбоме «Софья Хоментовская. Полесье», Эва Клекат. Это добрые мгновения мира, покоя, размеренности и предопределенности. Единственное присутствующее на снимках насилие — охота, в чем автор фотографий сама активно участвовала. Исследователи творчества Хоментовской называют ее «аристократичной автохтонкой полесской деревни»: в созданном ею образе Полесья нет ни отстраненности туриста, ни въедливости краеведа. Она просто фиксирует мгновения жизни, которой живет сама, жизни близкой и понятной ей. И природа интересна ей в контакте с человеком или хотя бы со следами его деятельности. Однако у Хоментовской ясно прослеживается четко зафиксированная социальная и этническая иерархия. Сама Софья — представитель польской аристократии. И полесская охота у нее на снимках — панское занятие. А вот рыбалка — крестьянское. Одежда и поведение героев снимков также не оставляют сомнений в том, кто есть кто, и в том, что речь идет о двух различных социальных реальностях. Например, в те годы мужчина-крестьянин в отличие от господ, и не только на Полесье, редко показывался на людях без покрытой головы, шапка выступала элементом статуса: ее снимали только в чьем-нибудь присутствии в знак уважения или преданности. «Характерно, что отразившиеся на снимках встречи двух миров происходят по-за частным пространством крестьянских хозяйств и панского двора. У каждого есть свое место, и такой сложившийся порядок, в котором участвуют люди, лес, вода и звери, выглядит естественным», — отмечается в книге «Софья Хоментовская. Полесье». Интересно, что в начале ХХ века сложилось понятие «народные типы», такие образы запечатлевались, собирались в альбомы и активно публиковались на почтовых открытках. Подобного рода «народоведение» представляло «народ», то есть крестьян, в довольно живописном, а порой и экзотичном виде: этаким хранителем древнейших корней нации в народных костюмах. Но на фотографиях Софьи Хоментовской мы все-таки видим отход от сложившегося стереотипа. Для Хоментовской полесские лапти — дело хорошо известное, понятное, обычное, обусловленное бытовой практичностью: как видно на ее фотографиях, господа, когда отправлялись охотиться на болото, также надевали лапти — в них удобнее передвигаться по узким кладкам и скользким мокрым пням.
Полесский пейзаж. Нач. ХХ века.
Еще одна любовь Софьи Хоментовской — Пинск. А конкретно — река и ярмарки. Фотографа привлекало большое скопление людей, вещей и возникающие на этом фоне взаимоотношения. Причем Софья умела все это запечатлеть так, что не появлялось ощущение хаоса. Наоборот — складывалась упорядоченная и структурированная картина того далекого уже от нас полесского мира, который мы сегодня познаем по ее прекрасным фотоснимкам. likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Открытки с фотографиями С.Хоментовской из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.