В поисках утраченного. Полесье начала ХХ века на фотографиях Софьи Хоментовской

Добрые мгновения

Наверное, один из самых ярких образов Полесья запечатлела в своей фотографической летописи Софья Хоментовская. Этот образ не лишен авторского своеобразия и в чем-то субъективен — собственно, как и положено произведению настоящего художника. Тем не менее в целом «полесское творчество» Софьи Хоментовской можно отнести к документальной фотографии, и в том сегодня для нас главная его ценность. С самого начала в центре внимания Софьи был не просто пейзаж, не просто натюрморт, не просто портрет. Она, как охотник, ловила моменты жизни, делала снимки, словно нечаянно подсмотренные. Поэтому, спустя почти столетие, мы ощущаем живое дыхание прошлого, когда смотрим на них. 

Пинск. Рынок и костел иезуитов. Нач. ХХ века.

Софья Хоментовская, дочь Брониславы Буховецкой и Феликса Друцкого-Любецкого, родилась 8 декабря 1902 года на Пинщине. Ее бабушкой была Ядвига Радзивилл. Аристократическая и состоятельная семья могла позволить себе нанять профессора из Парижа, чтобы тот давал ребенку уроки по истории искусства и живописи. Но так получилось, что фотоаппаратом Софья стала пользоваться раньше, чем кистью художника. Вообще, фотографировать она начала в ранней юности, практически в детстве, на Полесье. Свой первый «Кодак» получила от отца, когда ей было около десяти лет. Сохранилась семейная фотография, запечатлевшая момент, когда девочка и ее отец рассматривают новенький аппарат. Надо сказать, накануне Первой мировой войны такой презент был весьма популярным в состоятельных семьях: вспомним того же Яна Булгака, который увлекся фотографией после того, как его жена получила в подарок фотоаппарат (кстати, Хоментовская и Булгак поддерживали знакомство, в 1934 году Булгак приезжал к Хоментовской на Полесье). Даже сформировался так называемый образ «барышни Кодака» — молодой, элегантной и модной женщины с фотоаппаратом как неотъемлемым атрибутом современности того времени и… женственности. 

Полесье. Нач. ХХ века.

Каким же предстает Полесье в документальном фотоповествовании Софьи Хоментовской?

Полесье. Рыбаки. Нач. ХХ века.

Со временем Софья сменила «Кодак» на мобильную по тем временам «Лейку», что позволило ей много и успешно фотографировать на открытом пространстве, выполнять фактически репортажную съемку (она даже написала статью под говорящим названием «С «Лейкой» по водам Полесья»). Вместе с тем у Хоментовской много и композиционно тщательно выстроенных снимков, обращенных в первую очередь к эмоциям, передающим атмосферу, настроение, красоту, несущим мощный эстетический потенциал, — того, что называется художественной фотографией. Хоментовская много училась, развивала свой метод и обогащала творческие приемы. «Как объектив, так и кисть в руках неумеки не сотворят произведение искусства», — писала она.

Полесье. Весенняя косьба под водой. Нач. ХХ века.

Возвращение на Полесье после неудавшегося супружества, после яркого путешествия по Европе открыло новый этап в жизни Софьи как в творчестве, так и в личной жизни: она снова вышла замуж — за Якуба Хоментовского, родила детей. Фотографировала в основном территории вокруг своего родового поместья: Парохонск, Богдановку, Городище, Доброславку, а также имение мужа, радзивилловские Манкевичи, Пинск, Гродно, живописное озеро Хольча, реки Бобрик, Пину, Припять. Вместе с Яном Булгаком в 1938 году участвовала в совместной выставке во время Полесской ярмарки в Пинске. Некоторые ее снимки публиковались в довоенной польской прессе. Но только спустя многие годы открылось полное содержимое так называемых полесских ящиков фотомастера, в которых хранилось множество не публиковавшихся негативов, выполненных в основном в 1930-е годы. Всего полесский архив состоит из 2.500 негативов, как однажды написали, «не существующего сегодня Полесья».

Пинск. Улица Костюшки. Нач. ХХ века.

Среди любимых тем Софьи Хоментовской — полешучки за работой, о которых она писала: «На Полесье все держится на бабе». На ее снимках мы видим полесских прачек, жней, вдов, торговок на ярмарках, женщин в своеобразных местных головных уборах… И чаще всего фото фиксирует не праздники, а будни. Крестьяне засняты в момент труда возле хаты, в поле, в лесу, на реке… Исследователи ее творчества отмечали, что взгляд героев ее фотографий не ищет живописных пейзажей. Этот взгляд — рабочий инструмент, им окидывают воду, траву, дорогу, небо в чисто практических целях. Софья сама писала, что стремилась выполнить снимок до того, как те же егери или охотники это заметят и «сделают физиономии побеждающих гладиаторов». 

Полесские дети. Нач. ХХ века.

Еще одна важнейшая тема — вода как основа полесского бытия. Разлившиеся реки, рыбаки и их снасти, гати посреди вод… Много фотографий лодок, зарослей камыша, водяных лилий.

Полесье. На ярмарке. Нач. ХХ века.
И все-таки ее Полесье — это «Полесье комильфо», как озаглавила статью, посвященную Софье Хоментовской в книге-альбоме «Софья Хоментовская. Полесье», Эва Клекат. Это добрые мгновения мира, покоя, размеренности и предопределенности. Единственное присутствующее на снимках насилие — охота, в чем автор фотографий сама активно участвовала. Исследователи творчества Хоментовской называют ее «аристократичной автохтонкой полесской деревни»: в созданном ею образе Полесья нет ни отстраненности туриста, ни въедливости краеведа. Она просто фиксирует мгновения жизни, которой живет сама, жизни близкой и понятной ей. И природа интересна ей в контакте с человеком или хотя бы со следами его деятельности. Однако у Хоментовской ясно прослеживается четко зафиксированная социальная и этническая иерархия. Сама Софья — представитель польской аристократии. И полесская охота у нее на снимках — панское занятие. А вот рыбалка — крестьянское. Одежда и поведение героев снимков также не оставляют сомнений в том, кто есть кто, и в том, что речь идет о двух различных социальных реальностях. Например, в те годы мужчина-крестьянин в отличие от господ, и не только на Полесье, редко показывался на людях без покрытой головы, шапка выступала элементом статуса: ее снимали только в чьем-нибудь присутствии в знак уважения или преданности. «Характерно, что отразившиеся на снимках встречи двух миров происходят по-за частным пространством крестьянских хозяйств и панского двора. У каждого есть свое место, и такой сложившийся порядок, в котором участвуют люди, лес, вода и звери, выглядит естественным», — отмечается в книге «Софья Хоментовская. Полесье». Интересно, что в начале ХХ века сложилось понятие «народные типы», такие образы запечатлевались, собирались в альбомы и активно публиковались на почтовых открытках. Подобного рода «народоведение» представляло «народ», то есть крестьян, в довольно живописном, а порой и экзотичном виде: этаким хранителем древнейших корней нации в народных костюмах. Но на фотографиях Софьи Хоментовской мы все-таки видим отход от сложившегося стереотипа. Для Хоментовской полесские лапти — дело хорошо известное, понятное, обычное, обусловленное бытовой практичностью: как видно на ее фотографиях, господа, когда отправлялись охотиться на болото, также надевали лапти — в них удобнее передвигаться по узким кладкам и скользким мокрым пням.

Полесский пейзаж. Нач. ХХ века.

Еще одна любовь Софьи Хоментовской — Пинск. А конкретно — река и ярмарки. Фотографа привлекало большое скопление людей, вещей и возникающие на этом фоне взаимоотношения. Причем Софья умела все это запечатлеть так, что не появлялось ощущение хаоса. Наоборот — складывалась упорядоченная и структурированная картина того далекого уже от нас полесского мира, который мы сегодня познаем по ее прекрасным фотоснимкам. 

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки с фотографиями С.Хоментовской из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter