Минск
+4 oC
USD: 2.2
EUR: 2.38

Календарь и традиции: 13 – 19 января 2020 года

Добры вечар, шчодры вечар

Весь январь просто усыпан праздниками — светскими, народными, религиозными.

И если накануне Коляд «святочная вячэра» готовилась постной, то с 7 января на столе появлялись «i вяндлiна, i крывянка з грэцкiмi крупамi», да и саму кашу‑кутью уже щедро приправляли «маленькiмi сухенькiмi шкварачкамi з цыбуляй», посыпали для «аздобы i духмянасцi» тмином и семенами укропа. Такая кутья называлась «шчодрай», или «тоўстай».


Важное место на столе занимали блины с различными «припеками»: луком, зеленым или репчатым (если хозяйка «паленавалася» вырастить из репки «перья»); сыром; с яблоками и маком. К блинам шла «маканiна» («макель») — когда в хорошо прожаренные шкварки с луком вбиваются яйца, а потом вся эта благодать заливается еще и сметаной. У нас говорили: «хто не пячэ на «шчодры» блiноў, той не будзе мець гладкай жывёлы, асаблiва цялятаў».

Стол покрывался «святочным абрусам», под который клали сено иди солому — для загадывания на будущий урожай. И вот наступал момент, когда все, кто сидел за столом, по знаку хозяина вставали, таким образом приветствуя особого гостя — Новый год. Молодежь, конечно, веселилась вовсю. Обязательно выбирали «Шчодру» или «Шчадраца». В первом случае это была самая красивая среди девчат: ее украшали венком из бумажных цветов, вереска и лент. Вместе с «сяброўкамi», большим «гуртом» она отправлялась петь «шчадроўкi», стараясь не миновать ничьей хаты. Не отставала и компания «Шчадраца», состоящая из молодых парней. В результате появлялись «жораў», «каза», «мядзведзь» — образы, символизирующие здоровье, силу, плодородие и плодовитость. Помимо традиционных музыкальных инструментов использовались импровизированные «шумовые» приспособления: заслонки от печки, старые тазы и кастрюли, кочерга... Надо заметить, что даже в наше время деревенские люди старшего возраста долго в качестве Нового года признавали только «Васiлле», а именно — 14 января, то есть «шчадрэц».

Утром нового года все делалось по принципу магии первого дня. Считалось, кто раньше всех встанет, принесет воды из колодца, умоется ею, тот будет бодрым и здоровым весь год. В этот день проводился обряд «засявання», когда «сялянскiя хлапчукi», повесив через плечо «торбачкi», ходили по селу с новогодними поздравлениями. Зайдя в хату, они рассыпали жмени овса, ржи, ячменя и пели «калядку», в которой звучало пожелание доброго урожая и достатка в доме. То, что этот обряд выполняли дети, символизировало чистоту, безгрешность и начало в самом широком его смысле.

В тот день примечали: если с утра пойдет снег — оставшееся время зимы тоже будет снежным; ветер с востока обещал жаркое лето, южный — умеренную температуру в летние месяцы, западный — дожди и грозы, северный — холод и частый град. Полное отсутствие снега считалось не очень добрым знаком, ведь влага нужна и по весне, и летом, отсутствие осадков могло предвещать летнюю засуху.

15 января в храмах особо почитали Серафима Саровского. В восточных регионах пекли «курнiк» — пирог с курицей. Курица‑несушка, дающая яйца, символизирует плодовитость.

18 января — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Накануне Крещения собирали снег и талой водой обмывали раны: верили, что такая вода помогает от онемения ног и снимает судороги. Крещенская кутья была «голодной» и стол — постным.

Удивительные свойства Крещенской воды всем хорошо известны. Считается, что вода во всех источниках изменяет свою структуру и качества начиная примерно с полудня 18 января, далее все более набирает необычайную силу, которая достигает пика к 20 января, после чего процесс движется по нисходящей.
19 января — у православных Святое Богоявление. Крещение Гос­подне.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Ольга ПАК
Загрузка...