Добровольное сумасшествие

Горько, больно и обидно, а ведь такие трагедии сегодня далеко не единичны.

Вернулся недавно с Полесья, где помянул и доброго, еще школьного, товарища, который покоится на кладбище неподалеку от моих родных. Специалист-дорожник с престижным «питерским» дипломом, спортсмен, отец двоих детей, разменял жизнь на граненый стакан.

Горько, больно и обидно, а ведь такие трагедии сегодня далеко не единичны.

В свое время Аристотель говорил: опьянение — добровольное сумасшествие. Сегодня можно добавить: и самоубийство! Речь не только о суицидах, которые, как утверждает статистика, в 69 случаях из ста совершают лица в нетрезвом состоянии. Участившиеся в последнее время инсульты, заболевания печени, поджелудочной железы, обостренные, а часто и спровоцированные спиртным, ощутимо сокращают жизнь людей.

По данным на 2010 год, на наркологическом учете состояли более 181 тысячи жителей республики. Но, по мнению специалистов, реальное число людей, которые имеют проблемы с употреблением спиртного, в пять—семь раз выше. Удручающая ситуация складывается со слабым полом. Упрямая статистика гласит, что только за последние пять лет зарегистрированных алкоголиков среди них стало больше на 37 процентов. Это повод говорить о серьезном кризисе, в первую очередь в семейно-бытовых отношениях. Именно с этого начались и проблемы моего покойного друга.

Как-то довелось послушать выступление Генерального прокурора Беларуси Григория Василевича. С удивлением узнал, что, оказывается, уровень преступности в городе и сельской местности почти не отличается, а вот число убийств в расчете на 100 тысяч населения на селе в три раза больше! По убеждению Генпрокурора, это явление носит социальный характер и объясняется сезонной занятостью сельчан, зачастую неустроенностью быта, а все проблемы решаются за бутылкой.

Не секрет, что сегодня механизатор или животновод может выйти в поле «под мухой», но строгого наказания не понесет, ведь заменить его просто некому. В прошлом году в одном из хозяйств Пуховичского района наблюдал картину, когда руководителю и его супруге пришлось самим налаживать дойку коров, так как большинство доярок после зарплаты просто не могли работать.

С пьянством пытались бороться с незапамятных времен, в том числе и самыми радикальными мерами. Чего только стоят советские антиалкогольные кампании и «безалкогольные» свадьбы! Но среднее потребление на душу населения напитков с градусом росло и продолжает расти. Сейчас, по различным данным, Беларусь входит в десятку самых пьющих стран мира. Выйти из «запоя» должна помочь новая Программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011—2015 годы. В ее основу легла стратегия снижения спроса на спиртные напитки. В числе таких мер — ограничение рекламы, повышение цен на алкоголь, смещение акцентов на предупреждение и уменьшение влияния комплекса причин и условий, способствующих пьянству.

Казалось бы, все верно, но станет ли это «панацеей» для общества, сказать трудно. Это проблема для более всестороннего и глубокого анализа. Но и здесь возникает, на мой взгляд, вполне резонный вопрос. За все время реализации различных программ по борьбе с пьянством не было проведено ни одного серьезного социологического исследования на тему «Почему народ пьет?». Даже если такие исследования и проводились, то о них никто ничего не слышал. Может, настала пора задать всему обществу такой вопрос, а не ждать похмелья?

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter