Добровольно, цивилизованно, просто

Эти три принципа становятся главенствующими в сфере налогообложения в республике Платить налоги заложено в самой природе человека, утверждает реклама. И мы все больше понимаем, как это важно честно отчитаться о своих доходах. Сегодня вопрос о том, платить налоги или нет, не стоит. И субъекты хозяйствования, и физические лица — “за”. И если есть пожелания к налоговикам, так это сделать систему более простой, понятной, удобной для плательщиков. Хотя, к слову, отечественная система взимания налогов ничуть не уступает подобным системам в других странах. Но предела совершенству, как говорится, нет.

Какие перемены и усовершенствования грядут?
Несколько лет назад часто слышались нарекания на засилие налоговых проверок. На самом высшем уровне обсуждался этот вопрос, и вывод был сделан однозначный: прекратить мешать работать субъектам хозяйствования.
Законопослушных проверять будут меньше
Заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Лариса Кондратова отмечает, что в последнее время проверки субъектов хозяйствования качественно изменились: значительно сокращено их количество и сроки проведения, а результативность выросла почти в два раза.
Кроме того, были качественно пересмотрены подходы к проведению контрольных проверок. Теперь они направлены в первую очередь на выявление теневого оборота и так называемых серых схем. Параллельно снижается количество проверок законопослушных налогоплательщиков. “Мы намерены продолжать работу в этом направлении, чтобы контрольные мероприятия не мешали налогоплательщикам, а также больше работать над предупреждением налоговых нарушений и выявлять различные схемы уклонения от уплаты налогов”, — пояснила Лариса Кондратова. О правильности избранной тактики свидетельствуют последние данные. Так, по результатам контрольных мероприятий Министерства по налогам и сборам в январе—мае 2006 года в доход бюджета дополнительно поступило 171,6 млрд. рублей. При этом за весь прошлый год объем таких поступлений в бюджет составил 172 млрд.
Декларация по расчету налогов — раз в квартал
Как мы сообщали в минувшем номере “НГ”, сейчас ведется активная работа по выработке решений, которые позволят сделать налоговую систему страны более простой. И здесь уже есть первые результаты. Предложения по упрощению налоговой системы, которые были внесены в правительство межведомственной рабочей группой, в основном учтены в проекте бюджета на 2007 год.
В частности, по словам заместителя министра, с 2007 года планируется отменить местные целевые cборы с прибыли, и в этой связи предлагается увеличить ставку налога на прибыль с 24% до 26%. Лариса Кондратова считает, что эта мера не уменьшит доходы бюджета, но при этом налогоплательщики получат преимущество, поскольку местные платежи в настоящее время взимаются независимо от наличия у предприятия прибыли.
Предлагается также изменить сроки подачи деклараций по расчету налогов. Это предложение воспринято положительно, в частности, министерствами финансов и экономики. В то же время упрощение системы уплаты НДС за счет корректировки сроков подачи деклараций возможно при условии изменения бухгалтерского учета. “Мы предлагаем оплачивать раз в месяц авансом по предыдущему расчету, а сдавать декларации раз в квартал, кроме декларации по НДС”, — сообщила замминистра.
Предлагается также сократить налоговые льготы, “которые не имеют особого эффекта для предприятий”. Между тем сокращение льгот “не будет таким значительным, как это было с 2006 года”, — добавила Лариса Кондратова.
Кроме того, ожидается принятие государственного решения, которое расширит круг налогоплательщиков, пользующихся упрощенной системой налогообложения: за счет увеличения предельных показателей численности работающих на предприятии и годовой выручки. В частности, рассматривается возможность предоставить право пользоваться упрощенной системой налогообложения предприятиям с численностью работающих до 100 человек. “Будет два варианта: платить по упрощенной системе один налог — 10% от выручки или же уменьшенная ставка — 8%, но с уплатой НДС”, — отметила Лариса Кондратова. Она также напомнила, что с 2007 года планируется отменить чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости, которые взимаются с фонда зарплаты. Дальнейшее снижение оборотных налогов с 2007 года не планируется, добавила она.
“Верхние” ставки можно отменить, но “уравниловки” не будет
Заместитель министра по налогам и сборам Беларуси считает, что верхние ставки подоходного налога — 30% и 25% — можно отменить. По ее словам, эта ставка неэффективна, поскольку по ней платит очень маленькое количество населения, и нельзя сказать, что потери бюджета от отмены этих ставок будут значительны.
При этом замминистра “не склонна к “плоской” шкале, даже исходя из того, что подавляющая часть населения платит подоходный налог по ставке 9%”. “Сделать всем, например, 12% было бы неверно с социальной точки зрения”, — считает она.
По ее мнению, “дифференцированную шкалу можно оставить, а двухуровневую или трехуровневую — будет рассматриваться”. Лариса Кондратова также предположила, что “возможно, следует “растянуть” базу для исчисления ставок”. Эти меры позволили бы активизировать борьбу с зарплатой в конвертах и сократить объемы совокупного декларирования. “Если бы ввели двухуровневую шкалу — по второму месту работы плати, например, 15%, то и декларацию не надо было бы подавать”, — отметила она.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter