Добротно — не значит дорого

Строительная отрасль для развивающейся  экономики — это локомотив, который может «вытянуть» многие макроэкономические показатели

Строительная отрасль для развивающейся  экономики — это локомотив, который может «вытянуть» многие макроэкономические показатели. В мировой истории имеется немало примеров, когда именно инвестиции в строительную индустрию напрямую и косвенно значительно улучшали и национальную финансовую систему, становились катализатором для развития других отраслей. Белорусский строительный комплекс сейчас входит в стадию активного развития. По итогам прошлого года предприятия и организации, подведомственные Министерству архитектуры и строительства выполнили все социально-экономические показатели, за исключением внешнеэкономической деятельности. Но для этого были объективные причины.

По итогам 11 месяцев прошлого года внешнеторговый оборот строительной отрасли составил более 440 миллионов долларов при положительном сальдо около 175 миллионов долларов. Не удалось «вписаться» в установленный показатель по импорту. На некоторых предприятиях он увеличился в 1,5—2 раза. С точки зрения выполнения импортозамещающих программ это не очень хорошо, но с другой стороны, свидетельствует о развитии отрасли, а подчас — минимизации издержек. 

Приблизительно 19 процентов в импорте составляет доля машин и оборудования для технического перевооружения отрасли. На заводе «Неман» доля заграничного сырья увеличилась почти в 2 раза — с 8 процентов в 2005 году до 12 процентов в 2006-м. Просто предприятие долгое время часть сырья иностранного производства закупало у белорусских посредников, а в прошлом году перешло на работу по прямым договорам с зарубежными поставщиками. «Гомельстекло» в прошлом году освоило новое производство стеклопакетов, увеличились поставки герметиков из-за рубежа, и объемы импорта предприятия выросли на 40 процентов. Однако в министерстве считают: контролировать импорт необходимо. Поэтому до
1 марта для предприятий будут выработаны соответствующие лимиты. Если импорт их будет превышать, то такие внешнеторговые сделки будет необходимо согласовывать с министерством. 

В целом же за прошлый год строительной отрасли удалось не только продвинуться вперед по увеличению объемов строительства, но и улучшить свое финансовое положение. Количество убыточных предприятий и организаций сократилось на 40 процентов, их доля сейчас составляет 13 процентов. В сегменте производства строительных материалов число нерентабельных предприятий уменьшилось в 3 раза. 

Сложнее дело обстоит с экономикой строительно-монтажных организаций. Конечно, часть убытков возникает за счет объективных обстоятельств: несвоевременное авансирование строительства, некоторые неувязки в кредитовании возведения жилья на селе, имеются и другие межведомственные организационные неувязки. Но одна из главных проблем низкой рентабельности трестов — низкая производительность труда. Опыт и анализ работы отрасли показал: при выработке в месяц на одного человека менее 1,9 миллиона рублей сложно претендовать на прибыльность даже при самых благоприятных внешних условиях. 

В ближайшем будущем планируется пересмотреть тарифную сетку на выполнение строительных работ. Она кардинально устарела. Скажем, раньше применяли прозаическую стенную кладку в два кирпича, а сейчас необходимо делать сложные фасады, использовать утеплитель, гидроизоляцию, другие современные сложные технологии. Значит, и оплата за такую работу должна индексироваться соответствующим образом. Другой вопрос, что трестам необходимо повышать квалификацию работников, оптимизировать трудозатраты, повышая производительность. В том числе и через техническую модернизацию. 

Кстати, в этом году, видимо, решится серьезная проблема в дефиците башенных кранов на белорусских стройках. Их выпуск освоило могилевское предприятие «Строммашина» и на этот год получило заказ от строителей на изготовление 80 единиц этой техники. Финансирование будет осуществляться из инновационного фонда. Также планируется произвести капитальный ремонт около 100 башенных кранов, чтобы продлить срок их жизни еще на 5—7 лет. Около 60—70 тяжелых башенных кранов закупят за границей: они не производятся в Беларуси, но необходимы для строительства высотных зданий и сложных объектов. 

В этом году отечественным строителям поставлена задача: ввести в эксплуатацию 4,7 миллиона квадратных метров жилья, при этом сохранив его доступность для населения по цене. Выполнить эту задачу можно, только применяя современные энерго- и ресурсосберегающие технологии. Ведь энергоемкость отрасли производства строительных материалов в 6 раз выше, чем в среднем по Министерству промышленности.

Причем в балансе энергопотребления около 60 процентов приходится на газ. Как было отмечено на итоговой коллегии Министерства архитектуры и строительства, мероприятия по энергосбережению, которые «лежали на поверхности», уже проведены и эффективно используются. Теперь необходимо осваивать более сложные и «глубокие» технологии. Правда, они требуют и более глобальных инвестиций. За последние 4—5 лет необходимые вложения в модернизацию для экономии одной тонны условного топлива возросли со 100 до 300 долларов. Зато энергосберегающие проекты окупаются в 6—10 раз быстрее, чем создание новых генерирующих мощностей. 

Потенциал в энергосбережении у отрасли достаточно большой. Сейчас рассматриваются проекты по использованию водотурбинных установок на водяных сбросах. Скажем, «Гранит» ежедневно откачивает из карьеров до 50 тысяч кубических метров жидкости, энергию которой можно использовать. 

Другая существенная составляющая себестоимости жилья — использование современных разработок в производстве строительных материалов. А ресурсосбережение отечественной отраслью пока используется слабо. Скажем, проблему дефицита цемента можно решить не только через наращивание производственных мощностей. После модернизации в 2007 году цементные заводы республики увеличат объемы производств с 3,3 до 3,7 миллиона тонн, но упорно не желают использовать минеральные добавки. Конечно, чистый клинкерный цемент отличается высоким качеством и прочностью бетона на его основе, но он же является и самым дорогим. Поэтому использовать его для всех строительных работ слишком большая роскошь. 

Скажем, на Западе цемент высших марок используют только при возведении конструкций, требующих особой прочности или подверженных повышенным износу и нагрузкам. В остальных случаях в ход идут марки цемента попроще и подешевле. Даже в Советском Союзе при дешевых энергоносителях чистоклинкерного цемента выпускали только 70—80 процентов. Белорусские же строители почему-то практически полностью ориентируются на высшие дорогие марки. Даже розничная торговля практически всегда требует клинкерный цемент. 

Словом, в этом году у строительной отрасли остается большой потенциал для развития. Главное, как неоднократно отмечалось на итоговой коллегии Минстройархитектуры, ко всем новым идеям, внедрениям и инновациям подходить с экономическим обоснованием. Другими словами, детально просчитывать проекты. Тогда удастся решить многие проблемные моменты в отрасли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter