Доброта в движении

Письма из Лондона Натальи ЛЕЩЕНКО

Лондонское метро — средство передвижения. Девять основных линий, по 20 — 40 остановок на каждой. Глубокие эскалаторы, узкие проходы, обилие лестниц и переходов. Низкие потолки в поездах: первые линии запускали в XIX веке, когда люди были ниже. Сливочная кафельная облицовка старых платформ и серая сталь новых. Глаз ловит только яркие рекламные плакаты. Минимум излишеств, максимум функциональности.


Лондонское метро перевозит более миллиона человек в день: в часы пик и платформы, и поезда превращаются в живую массу. В ней встретишь людей любого возраста и достатка. В отличие от Москвы, метро пользуются обеспеченные работники Сити: на машине на работу по узким улицам мало кто ездит. Метро — дело не копеечное, так как стоимость одной поездки в центральной зоне составляет 1,50 фунта, дневного проездного — около пяти, а годового — больше тысячи. Метро — не удовольствие, а абсолютная необходимость для жителей мегаполиса. Радостей от него не предполагается.


Лондонский метрополитен между тем видит свое многокилометровое хозяйство как платформу для искусства. Регулярно нанимает современных художников сделать какой–нибудь проект: плакаты на платформах, короткие стихи в поездах. На Центральной красной линии сейчас началась программа «Рассказы о доброте». Пассажиры могут прочитать истории о том, как кто–то когда–то кому–то помог в метро. Истории все реальные, их собирают и вывешивают на сайте метро, а самые интересные — в поездах.


«Историй доброты» масса. Они часто просты: уступили место, удержали от падения, бросили сквозь закрывающиеся двери владельцу оброненную перчатку. Отдали в службу находок дорогой телефон или фотоаппарат. Подержали за руку плачущего, дали платок, привели в чувство потерявшего сознание. Самая необычная из увиденных — как недавно приехавшего в Лондон парня довел до станции, свернув с собственного пути, идущий после рабочего дня домой человек. Дал ему визитку, если что, а спустя несколько месяцев взял на практику, что положило начало его профессиональной карьере.


Но смысл историй, разумеется, не в замысловатости сюжета. А в том, чтобы напомнить о человечности и теплоте в любой, самой функциональной ситуации и обстановке. Подумаешь геройство — место уступить или платок подать, разве нас всех этому не учили с детства, неужели у англичан такие плохие манеры, что любое приличное действие надо замечать? В том–то и дело, что приветствуют простой человеческий контакт, заботливое взаимодействие незнакомых друг другу людей, когда потребности человека замечают и на них откликаются. И этот человек чувствует себя не одиноким в толпе, а частью доброжелательной к нему Вселенной. Не это ли помогает тверже стоять на земле, ощутить свою принадлежность к окружающему миру?


Даже благодарный рассказ о добрых попутчиках поднимает настроение. «Истории доброты» — отличный проект, который сам по себе свидетельствует, что современное искусство не обязательно замысловатое и негативно–напыщенное, как многие его воспринимают, а может просто отражать человеческую жизнь и опыт. В котором есть место и метро, и доброте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter