Семейная династия социальных работников трудится в Ивьевском районе

Доброта по наследству

Завтра социальной службе страны исполняется 100 лет. За вековую историю через эту систему прошли тысячи людей, готовых отдавать силы, внимание и заботу тем, кто нуждается в особой поддержке со стороны государства. Может, милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужую беду и не самые популярные качества в наше время. Но и в XXI веке с его меркантильностью и эгоцентричностью находятся те, кто осознанно выбирает профессию социального работника. Яркое доказательство тому — семья Нины Турко из деревни Кривичи Ивьевского района.
Фото автора

Раннее зимнее утро. Проснувшись, Нина Яковлевна первым делом смотрит в окно — горит ли свет в домах ее подопечных. Завидев желтые огоньки, успокаивается: “Все хорошо, поднялись старички. Теперь можно и на обход”. Не важно, кто в очереди на помощь в этот день, — всех проведает. А за соцработником закреплено ни много ни мало семеро стариков. Удивляют не только ответственность и преданность делу Нины Турко, но и ее возраст. Ей уже 71 год. Как правило, на восьмом десятке требуют помощи, а не оказывают ее. Однако Нина Яковлевна — крепкий орешек. Судьба несколько раз пыталась его расколоть — в сорокалетнем возрасте умер муж, молодыми погибли двое сыновей. Да и сахарный диабет не делает жизнь слаще. Но женщина держится. Во многом потому, объясняет она, что никогда не сидит без дела и что есть те, кто в ней нуждается.

В молодости, окончив школу, Нина мечтала о профессии учителя математики. Не сложилось. Устроилась в колхоз бухгалтером — страсть к цифрам и без образования позволила отлично справляться с новыми обязанностями. Старательность, ответственность и добропорядочность женщины потом не раз помогали ей трудоустроиться. Нина Яковлевна работала в госстрахе, сельсовете, магазине, заведующей детским садом и сельским клубом...

— Будучи завклубом, я и попала в систему социального обслуживания населения, — вспоминает Нина Яковлевна. — Это был 2001 год. К нам в клуб приехали специалисты из райцентра, стали рассказывать о такой услуге, как социальное обслуживание на дому. Местные жители заинтересовались, стали обращаться ко мне за помощью — убрать дом, купить продукты и лекарства...

Первое время Нина Яковлевна работала по совместительству. А выйдя на пенсию, полностью посвятила себя помощи другим:

— Подсчитала, сколько людей обслуживала за это время, — 13 человек. Кого-то забирали досматривать дети и внуки, кто-то умирал... И это самое тяжелое. Я родом из Кривичей, хорошо знаю всех жителей. И когда кто-то уходит из жизни, особенно из тех, за кем ты ухаживал, словно теряешь кого-то из родных. 

В деревне около пятидесяти человек. И большинство из них пожилые люди. Некоторым за 90. И, конечно, для них Нина Яковлевна — молодица.

— Жалко стариков. Со многим сами не справляются — принести воду, растопить печь, приготовить поесть, заплатить за свет и телефон... — перечисляет Нина Яковлевна. — У социального работника есть перечень обязательной работы у подопечных. Но делаешь намного больше — по необходимости и желанию старика.

А еще — по доброте собственной души. Разве найдешь в каком-нибудь списке пункты “угостить пирогом на Пасху”, “подготовить дом к Рождеству” или “поговорить по душам”? Приходилось Нине Турко уходить в отпуск — пенсионеры места себе не находили: “Нина, мы же без тебя не справимся!” Нина Яковлевна и сама переживала за подопечных, наведывалась к ним во время положенного отдыха. Но последние годы спокойна — появилась подмена. И подмена эта — дочери Нины Яковлевны.

Старшая Наталия Рогач достаточно долго жила в Молодечно, откуда родом ее муж Юрий. Но со временем поняла, что город — не ее стихия. В 2003 году переехала с семьей в Кривичи. Юра устроился в колхоз, а Наташа — соцработником по уходу за пожилыми людьми.

— Признаться честно, пришла в социальную службу от безысходности — найти работу в деревне непросто. Однако так втянулась, что и не представляю себя в другом месте, — говорит Наташа.

В 2013 году в Кривичах в здании бывшего сельского клуба открыли Дом самостоятельного совместного проживания для людей пожилого возраста. Наталии предложили взять жильцов дома на себя. Согласилась не сразу:

— Сюда приезжают старики со всего района. По сути, все чужие друг другу. И вдруг они оказываются под одной крышей. Опасалась, что не найдут общего языка, не примут меня, что не справлюсь с таким количеством подопечных — дом рассчитан на 9 постояльцев. Уговорила мама: “Наташа, соглашайся. Справишься. А чуть что — помогу”.

И помогала. Теперь Наталия и сама справляется на отлично. Ни свет ни заря — она уже у старичков. Готовит, стирает, убирает... Обязательно с каждым пообщается. Подопечные так привыкли к заботливой Наташе, что ласково называют ее “мамка”. Они доверяют ей все свои радости и горести, рассказывают о детях и внуках. У многих из жильцов есть родственники, готовые забрать их к себе. Но старики не соглашаются. Во-первых, говорят, не хотят мешать молодым. А во-вторых, им и тут хорошо, тепло и сытно.

— В прошлом году праздновали 90-летие Махало Анны Болеславовны. Приехали ее внуки и правнуки из Гродно и Могилева, к поздравлениям присоединились администрация ТЦСОН Ивьевского района, районный Совет депутатов во главе с председателем. Устроили бабушке такой праздник! — вспоминает Наталия. — Видно, что родственники любят старушку. Предлагали Анне Болеславовне переехать к ним. Но та подошла ко мне: “Мама, они собираются меня забрать. Скажи, что ты меня никуда не отпускаешь”.

Выдаются свободные часы — Наташа бежит в деревню. Там еще шестеро стариков ждут ее помощи. Очень помогает муж. После того, как в деревне открылся Дом самостоятельного совместного проживания, Юра также устроился социальным работником. Без мужских рук, говорит Наталия, не управиться:

— Юра выполняет всю тяжелую работу и в доме, и в деревне — принести воды, нарубить дров. Летом косит, зимой чистит дорожки от снега. Котельная тоже за ним. Случаются и непредвиденные ситуации. Как-то позвонила старушка — печка завалилась, дымит. Юра — на мотоблок, я — на велосипед. Разобрали, почистили, сложили, замазали — греет что надо. Так что мы тут и печники, и косцы, и повара, и доставщики продуктов...

До недавнего времени в Кривичах был свой магазин. Продавцом в нем работала вторая дочка Нины Яковлевны — Елена Головенко. Она тоже социальный работник. Шесть лет трудилась по совместительству, а после закрытия торговой точки перешла на полную ставку. Официально за ней закреплены семеро жителей Кривичей, но помогать приходится многим.

— Сядем с Наташей, обсудим, какие продукты да лекарства нужно купить ее старикам, моим и маминым. И я потом по этому списку закупаюсь в Ивье, — рассказывает Елена. — Все равно каждый день езжу из райцентра на машине сюда на работу. Пока в деревню доедет автолавка, у наших старичков уже свежие продукты. Если сама не успеваю что-то купить — сыну звоню.

Сын Елены работает в Ивьевском РОВД, дочка после замужества уехала в Казахстан, она хирург по образованию. Медики и обе дочери Наталии. Так что не только дочери Нины Турко нашли свое призвание в помощи людям, но и ее внучки. 

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter