Как в Бобруйске помогают родителям, воспитывающим детей с тяжелыми формами инвалидности

Доброта – это то, что объединяет

Кирпичное здание по улице Орджоникидзе в Бобруйске выглядит как обычный детсад. Собственно, когда-то он здесь и размещался. Но с недавних пор тут занимаются люди с тяжелыми формами инвалидности. Воспитанникам «Теплого дома» — так называется центр — от 18 до 35 лет. Но все их зовут детьми, ведь они в сущности таковыми и являются, поскольку без помощи взрослых обойтись не могут. Долгие годы они жили в своем, замкнутом мире, а родители фактически были к ним прикованы. Теперь за особенными бобруйчанами в «Теплом доме» (их сюда приходит 30) с утра до вечера присматривают мамы, тоже воспитывающие сыновей и дочерей-инвалидов.


Диагнозы у детей разные: у одних особенности развития физического, у других — психического. Но в «Теплом доме» уютно каждому: они занимаются рукоделием, проходят реабилитацию, заводят друзей.

Диагноз прогрессирующий полиартрит Ксении Захаренко поставили в четыре с половиной года. Сегодня ей 19, у нее II группа инвалидности, нерабочая. Из-за атрофии мышц весит Ксюша килограммов 30. Но, несмотря на хрупкость, она по натуре боец:

— На болезни я не зациклена, хочу жить полноценно, развиваться. В колледже выучилась на визажиста, добилась разрешения работать по специальности. Правда, пока не трудоустроилась, хотя обошла несколько салонов. Но не отчаиваюсь, тренируюсь на друзьях и сотрудницах «Теплого дома» — делаю их красивее.


Дамам Ксюша (в «Теплом доме» работает и ее мама Ольга) делает не только макияж, но и маникюр. Директор территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района Бобруйска Дана Волошина, называющая себя ее потенциальной клиенткой, констатирует:

— Мы давно сотрудничаем с инвалидами, но с людьми с тяжелыми формами инвалидности, а их в нашем районе проживает 850, так плотно не работали — не было четкой методики. А в центре пребывания для молодых людей с множественными ограничениями им как раз помогают социализироваться в обществе. Кстати, мы хотим наших специалистов сюда отправить на обучение.

Обучать соцработников будут не мамы. У них ведь образование не спе­цифическое: Ольга Захаренко — повар, Любовь Самусева — экономист, Светлана Сурмина — педагог, Анастасия Брико — фармацевт, волонтер Светлана Кудлач — обувщик, Елена Пустошилова — медик. Заведующая «Теплым домом» Ирина Винтерман уточняет:

— Мы — родители детей-инвалидов — познакомились в организации «Надежда», которую возглавляет Ирина Янчина. Сдружились. А 3 года назад начали сотрудничать со швейцарским благотворительным фондом Lifeline, предложившим поучаствовать в социальном проекте «Поможем друг другу»: мамы инвалидов стали нянями для землячек, у которых тоже дети с особенностями в развитии, но с более тяжелыми. Я, например, ходила к родительнице, у сына которой ДЦП, эпилепсия. И к ребенку Даны Волошиной — Илье. Он родился здоровым, но в 7 лет выяснилось, что у него стираются тазобедренные суставы — активный мальчишка оказался в инвалидной коляске. Он даже стеснялся выходить из дома. Однажды — был жуткий ливень — я замотала его и коляску в поли­этилен и покатила в ледовый дворец на хоккей. Сама промокла до нитки, зато Илюша был в восторге! К счастью, благодаря лечению ребенок — ему уже 12 — встает на ноги. Другие мамы помогали родителям, воспитывающим детей с синдромом Дауна, лежачих... Швейцарцы наши старания оценили, решили открыть в Бобруйске центр для людей с тяжелыми формами инвалидности. Купили все необходимое, начиная от мебели и компьютеров и заканчивая спецподъемником, выделили деньги на ремонт помещения, обучили нюансам общения с тяжелобольными. А вскоре у нас будут вести уроки специалисты из Минска — подскажут, как грамотно перемещать парализованных, чтобы не причинить вреда ни им, ни себе (у многих мам, воспитывающих таких детей, проблемы со спиной), какие упражнения нужны для ребят с разными заболеваниями.


Доброта — то, что объединяет сотрудников «Теплого дома». И живут они как одна большая семья. Даже ремонт в здании делали толокой, вместе с мужьями «взрывали» старые полы, выбивали прохудившиеся рамы, клеили обои и плитку. Ирина Винтерман с супругом вообще месяц жила в будущем центре: «Ночевали с Сашей на матрасе, потому что он был за бесплатного прораба». Теперь тут уютные светлые комнаты, просторный санузел, душевая, где удобно инвалидам-«колясочникам», пандусы…

Впрочем, «Теплым домом» дети и родители не ограничиваются, периодически выезжают «в свет». Например, к Михаилу Гаврилюку, у которого в Бобруйском районе база отдыха. Кстати, этой весной он организует фестиваль, готовит для особенных ребят особенную программу, а заодно уже перестраивает под них один из корпусов — чтобы было комфортно, как дома.
В «Теплом доме» не казенная, а домашняя обстановка, а также душевные сотрудники — здесь официально работают и волонтерят мамы, которые, как никто другой, знают, как тяжело растить больного сына или дочь, вытаскивать из депрессии ребенка, внезапно ставшего беспомощным (патологии не у всех врожденные), а от этого закрытым, закомплексованным.
kislyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter