Добрососедским отношениям “Западный Буг” дает добро

Таможне “Западный Буг” возле Бреста, одной из крупнейших в восточной части Европы, в нынешнем году исполняется 15 лет. Создана она была в мае 1991-го на базе таможенных постов “Варшавский мост” и “Козловичи” и обслуживает сегодня главный транспортный коридор, связывающий Восток и Запад. Из всех тринадцати белорусских таможен именно через ее ворота проходит почти половина экспортно-импортных грузов, треть транспортных средств и пассажиров. Если в цифрах за прошлый год — это 5 млн. тонн товара, 2,4 млн. машин, 5,7 млн. людей. Словом, работа у брестских таможенников напряженная. А если учесть, что уже почти десяток лет они охраняют единое пространство Союза Беларуси и России, то и ответственность — высокая вдвойне.

Равно как и необходимость сотрудничества. На днях в Бресте прошел семинар представителей правоохранительного блока таможенных органов Республики Беларусь. На эту ставшую уже традиционной для белорусов и россиян встречу нынче были приглашены также коллеги из Латвии, Литвы, Польши, Украины.
— У нас четкая задача: сделать Беларусь комфортной страной для добросовестных грузоперевозчиков, а для контрабандистов таможенное пространство — неприступным. Но создать репутацию удобного транзитного государства возможно только при оперативном взаимодействии с коллегами из других стран, — пояснил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Иван Дубик. Переписка по поводу сомнительного груза — это технологии уже вчерашнего дня. Оптимальный вариант — телефонный звонок, обмен факсами. А для этого очень важно все-таки знать друг друга лично.
Такой оперативный обмен информацией с российскими коллегами у нас налажен. Благодаря совместным с белорусами операциям, отметил начальник Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России Владимир Егоров, заведено около ста уголовных дел, касающихся мошенничества в сфере внешней торговли. Вот и по итогам семинара был принят конкретный план обоюдных действий по предотвращению незаконного перемещения товаров из третьих стран на территорию наших государств — ведь недобросовестность подобных субъектов хозяйствования оборачивается огромными финансовыми потерями для бюджета.
К категории вопросов особой важности начальник таможни “Западный Буг” Вячеслав Осинцев относит и борьбу с наркотрафиком; дела здесь идут пока еще не совсем так, как хотелось бы, а создание специальной кинологической службы, уверен, позволит шагнуть далеко вперед. Безупречная работа четвероногих помощников во время показательных выступлений для участников семинара в пункте пропуска “Варшавский мост” и стала тому подтверждением — все учебные закладки наркотиков умными псами были обнаружены. Продемонстрировали гостям и новейшие средства технического контроля, которые сегодня значительно облегчают досмотровую работу, а также надежно защищают нашу страну от ввоза радиоактивных веществ. К примеру, у польских коллег, говорят, таких нет. А нам достались благодаря целевому финансированию из бюджета Союзного государства.
А еще больше впервые прибывших в Брест гостей впечатлило новое административное здание пункта пропуска “Варшавский мост”, реконструкция которого велась также на союзные средства. Этот дворец мог бы стать украшением любого европейского города, по крайней мере, на наших пунктах пропуска подобного нет, отметил Владимир Егоров.
“Варшавский мост” — сегодня ключевое звено таможни “Западный Буг”: на его долю приходится почти 60 процентов всех таможенных платежей. Это один из самых современных погранично-таможенных комплексов на западных рубежах нашей страны, обладающий всем необходимым организационно-техническим оснащением. За 2001—2003 годы — годы реконструкции, в которую было вложено 13,4 млрд. белорусских рублей из бюджета Союзного государства в рамках Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления на территории Республики Беларусь, значительно улучшились инфраструктура пункта пропуска, приграничный сервис, условия в досмотровом зале, созданы все условия для работы таможенных, пограничных и других контрольных служб — им предоставлены рабочие места как непосредственно в зале, так и в уютных теплых служебных модулях, расположенных на каналах пропуска.
Сегодня пропускная способность “Варшавского моста” выросла почти вдвое — до 2700 транспортных средств в сутки: 2200 легковых автомобилей, 350 автобусов, 150 мотоциклов. Увы, автобусов оформляется гораздо меньше — челноков поубавилось, да и обычного праздного путешественника стало меньше. Впрочем, принятая в нашей стране программа развития туризма позволяет надеяться на лучшие перспективы.
Союзный бюджет сегодня финансирует и строительство пункта пропуска “Мокраны” на украинско-белорусской границе в одесском направлении. 8 млн. российских рублей вложено в возведение первой очереди — грузового терминала, к концу февраля он будет принят госкомиссией. Идет проработка по дальнейшему финансированию этого перехода, где будет создан и пассажирский комплекс с легковым и автобусным движением. Пока верстается союзная программа финансирования на 2007—2010 годы, строительные работы ведутся за счет белорусского бюджета. В итоге же и украинское направление “Западного Буга” расширит свои возможности, станет привлекательнее в плане инфраструктуры.
— В ближайших планах таможни по программе союзного значения, — продолжает Вячеслав Осинцев, — также переобустройство пункта пропуска “Домачево”, что на границе с Польшей. Здесь пока мы выполняем свои обязанности на польской стороне, пользуемся их таможенной инфраструктурой. Разработан совершенно новый оригинальный проект, в скором будущем, думаю, приступим к его реализации. На самом высоком уровне будет и техническое оснащение...
Кстати, что касается технической оснащенности, то, например, по компьютерной технике “Западный Буг” опережает даже некоторые страны Евросоюза. Правда, вовсе не потому, что те не в состоянии соответствующим образом обеспечить свои таможенные службы. Все дело в том, что процедура таможенного оформления в нашей стране в принципе технически более совершенна. Пожалуй, единственное, о чем здесь мечтают, — заполучить рентгеновскую установку, с помощью которой можно будет рассмотреть все содержимое машины, не прибегая к ее конструктивной разборке.
Создание предусмотренных программами Союзного государства современных, оснащенных по последнему слову техники пограничных пунктов пропуска позволит существенно снизить время таможенного оформления на границе, сохранив при этом необходимую степень контроля. Например, оформление на выезд в Польшу легкового автомобиля занимает у наших таможенников обычно не более пяти минут. Разумеется, процедура затягивается, когда требуется выполнить некоторые таможенные формальности или выявляются какие-либо нарушения.
В минувшем году отделом таможенных расследований возбуждено 8 уголовных дел, по которым задержано 97,7 тысячи евро, 268 граммов экстэзи, один пистолет, 560 литров 54-процентного раствора серной кислоты. Выявлено около 1,8 тысячи административных правонарушений на сумму свыше 18,8 млрд. рублей.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter