О противостоянии добра и зла в повседневной жизни

Добром все это кончится

Типичный городской сюжет с нетипичным подтекстом. Жительница Молодечно попалась контролерам в автобусе. Кондуктор, обилечивающий пассажиров, в одном конце салона, «жертва» и проверяющие — в другом. «Не успела я купить билет», — объясняется «заяц», в заячьей дрожи разжимая кулак с монетками. Но ревизоры непреклонны: «Мы работаем по факту, а по факту у вас билета нет, платите штраф». 

фото muchared.ru

Женщина едва не плачет. Кондуктор не при делах: «Я спрашивала, кому нужны билеты». — «А я не успела до вас дойти. Вы далеко, тут толпа. Остановку всего проехали», — умоляет женщина. Ситуация банальна. Поразило другое. Реакция салона. Один за другим пассажиры обрушивались на безбилетную, забрасывая ее, как камнями, осудительными словами. Одна фраза ударяла больнее другой: «Каждый так может. Халявы захотела. Знаем таких». «Мы платим по счетам, и ты плати». «Нищая, так и не суйся в общественный транспорт. Окольными тропами ходи». Злоба, как опасная бацилла, перескакивала от человека к человеку, заряжая негодованием. Одна из пассажиров попыталась защитить распинаемого «зайца», но ее голос смыла выкипевшая лава раздражения. 

Ни ревизоры, ни кондуктор не просили никого выступать в роли прокуроров. Откуда такое желание утопить другого? Не у одного человека, а у целого автобуса. Неужели никто из этой обвинительной массы ни разу не попадал в подобную ситуацию? А ведь жизнь показывает, что бьет сильнее тот, кто сам носит в себе кучу «камней». 

На одном из форумов пользователь Валентин пишет: «В людях стало мало хорошего, все заняты своими проблемами и собою, и они просто не замечают, что творится вокруг...» Но это еще минимальный вред. Иногда пристальное людское внимание обходится дорого. Минимум — в размер штрафа за безбилетный проезд. «Почему бы просто не остановиться и не улыбнуться проходящему мимо человеку, хотя бы кого-то порадовать своей улыбкой?» — взывает Валентин. И вот случай на тему улыбки, которая едва не стоила жизни. 

В сельский магазин заходит посетитель. В очереди — два человека. Но одетый в «глянец» заезжий горожанин явно не привык ждать. Продавец мило улыбнулась и сказала, что обслужит, если впереди стоящие пропустят. «Я еще буду спрашивать это быдло. И ты лыбу не дави, а то проедусь по ней и по твоему магазину». Очередь мгновенно расступилась. Продавец, рассказавшая историю, старается с тех пор сдерживать эмоции. 

Вспомнился еще один эпизод у прилавка. Приличного вида мужчина неприлично порицал впереди стоявшего нищего, мол, по какому праву он находится в одном с ним помещении и распространяет по кафетерию дурной запах: «Нищеброд. Работать надо, калека, а не костылем тут размахивать». — «Никогда не знаешь, как жизнь повернется. И твоя тоже», — попытался защитить себя покупатель, обменявший подаяние на стаканчик кофе. «С такими, как ты, да, но только не со мной», — огрызнулся оппонент. Страшно зарекается, подумалось мне. Все возвращается. Читатель Константин как-то поделился: «У нас в доме жила женщина, которую все не любили. Искала повод поругаться с кем-нибудь, а если кто-то ей ответит тем же, то в суд обязательно подает. И вот она сильно заболела, так, что не могла самостоятельно позвонить в «скорую». Так и умерла без помощи. Тело ее пролежало в квартире почти неделю, пока запах не пошел. И вся ее злость к людям вернулась ей бумерангом. Говорили, у нее был рак. Творите добро, прощайте обиды и будьте здоровы». 

Мне не раз говорили: хороших людей больше, чем плохих. И несмотря на то, что зло нередко врезается в глаза и уши, веришь: добро сильнее. А так хочется, чтобы зло становилось еще слабее и однажды обессилело. 

kasiakova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter