Как улучшить работу АПК Витебской области

Доброго дяди нет. Важны усилия каждого

Из трех миллиардов рублей долгов всего витебского АПК два миллиарда приходится на интеграционные структуры. Что предпринять?

Проблемные аспекты работы агропромышленного комплекса Витебской области обсуждались на совещании, которое Александр Лукашенко провел 22 ноября прошлого года в Витебске. Тогда рассматривалось предложение создать в регионе суперкрупный холдинг, однако Глава государства потребовал «идти от земли» и грамотно развивать уже имеющиеся интеграционные структуры. Президент пообещал в январе снова рассмотреть этот вопрос. Александр Лукашенко, как всегда, слово держит. Глава государства 28 января провел совещание о первоочередных мерах по обеспечению устойчивой работы АПК Витебской области. Разговор был откровенным, проблемы не утаивались. Наоборот, Президент поднимал наиболее острые из них. При этом отмечено, что долги никто не спишет, следует напряженно работать над совершенствованием технологий, укреплять дисциплину, чтобы увеличить производство продукции, улучшить финансовое состояние. Надо не только рассчитаться с кредиторами, но и платить людям достойную зарплату.

Как работают сейчас агропромышленные объединения региона, с какими проблемами сталкиваются и, самое главное, как повысить их эффективность, увеличить размеры банковских счетов?


Заместитель председателя президиума НАН Петр Казакевич считает, что решение создать в конце 2016 года 4 интеграционные структуры на Витебщине было правильным. Объединив производителей сырья и переработчиков, можно лучше организовать работу на полях и фермах, увеличить производство, сделав продукцию дешевле за счет исключения промежуточных звеньев. Другое дело, что возникают проблемы с управленческими кадрами для таких крупных организаций. Ими руководить непросто. Ведь к переработчикам присоединяют много сельхозорганизаций, часто убыточных, где надо налаживать производство. При этом Петр Казакевич полагает: во главе таких структур должны стоять более высокодоходные переработчики мяса и молока. А на Витебщине в трех из четырех руководят переработчики зерна.

Начали интеграционные структуры неплохо. За первый квартал 2017 года все холдинги сработали с прибылью. А дальше появились проблемы. Головные предприятия стали брать на себя убытки хозяйств, кредиты для них, закупать технику. В результате, как говорится, утопающие стали тянуть за собой спасателей. При этом сельхозпредприятия нередко хотели видеть в интеграционных структурах добрых дядей, которые решат их проблемы, а сами при этом больших усилий не прилагали.


Сегодня должны быть жесточайшая технологическая диктатура и дисциплина, отметил на совещании Глава государства. Там, где они присутствуют, есть и результаты. Например, за 2019-й валовое производство молока даже при недостатке концентратов в Оршанской интеграционной структуре — 104,4 процента к предыдущему году. При этом следует учесть, что самые эффективные предприятия молочной сферы района не входят в нее, там преобладают так называемые середняки. Тем не менее благодаря совершенствованию технологии они сделали шаг вперед. А вот в других холдингах области по такому пути не пошли. Поэтому в целом по всем структурам производство молока упало: получили только 97,2 процента к 2018-му.

Но главные показатели — экономические, считает заместитель генерального директора по экономике государственного объединения «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» Ольга Воронова. В целом по интеграционным структурам региона рентабельность продаж за 11 месяцев — минус 0,6 процента (годовых данных пока нет, но они будут отличаться незначительно). В Полоцкой структуре — плюс 2 процента, Глубокской — плюс 3,5, Оршанской — минус 5,6 процента. Вниз потянули свинокомплексы: СГЦ «Заднепровский» — минус 44 процента, филиал имени Юрия Смирнова — минус 22,7. Почему они работают с такими жуткими убытками? Там старые помещения, построенные еще в советское время, весьма энергоемкие технологии. В Витебской интеграционной структуре рентабельность продаж — минус 2,2 процента. Там старые затратные комплексы по выращиванию КРС. Им, как и свинокомплексам, нужны новые технологии.


Однако все познается в сравнении. Если в целом по холдингам за 11 месяцев 2018-го рентабельность продаж была минус 2,1 процента, то за соответствующий период прошлого года, как уже говорилось, только минус 0,6. Как видим, тенденция положительная, но говорить о существенном улучшении дел не приходится. Ведь из 3 миллиардов рублей долгов всего витебского АПК 2 миллиарда приходится на интеграционные структуры.

Увеличение валового производства и положительную рентабельность продаж руководитель Полоцкой интеграционной структуры Василий Хаменок связывает с несколькими факторами. В прошлом году получили на четверть больше зерна по сравнению с 2018-м. Увеличились привесы КРС, сохранность скота, меньше вынужденного убоя, совершенствовали технологию содержания и кормления животных. Возводятся новые помещения, все работы ведутся хозспособом, что значительно уменьшает затраты и положительно сказывается на себестоимости конечной продукции. Достроили фермы в филиалах «Клястицы-Агро» Россонского района и «Маяк-Ушачский». В результате производство молока там выросло более чем в два раза.

Человеком года Витебщины главный агроном СПК «Маяк Браславский» Браславского района Валентина Тавкинь названа дважды за умение получать неизменно высокие урожаи не в самых лучших условиях.

Руководитель Оршанской интеграционной структуры Сергей Герасимец рассказал, за счет чего удалось увеличить производство молока при дефиците зерна. Выделить под полную потребность комбикорм всем дойным коровам не могли, поэтому сосредоточились на новотельных, которые дают максимально возможное количество молока. Также увеличили заготовку кормов в полимерной упаковке. Создали свой сельхозотдел, где есть группа по воспроизводству стада, которая занимается лечением животных, обрезкой копыт, что также положительно сказывается на производстве продукции. Что делать с убыточными свинокомплексами? Директор считает, что своими силами поправить ситуацию не смогут. Нужно менять технологию, а для этого требуются деньги, которых здесь нет. Возможно, надо продать свинокомплексы частным организациям, у которых есть средства на модернизацию. Второй вариант — отдать за долги энергетикам, которые также могут провести реконструкцию, чтобы комплексы заработали по-новому, стали приносить прибыль. Но решение надо принимать на уровне облисполкома или Минсельхозпрода.

Глава государства потребовал возвращения долгов. Еще один участник совещания, директор Института экономики НАН Валерий Бельский, пояснил, что возможна их отсрочка и рассрочка. Речь идет о 562 миллионах рублей, которые интеграционные структуры должны кредиторам. Предполагается провести зачет взаимных требований предприятий, входящих в эти агропромышленные объединения, на общую сумму более 700 миллионов рублей. Желательно, чтобы государство пошло навстречу просьбам структур не взимать с них штрафы, пени и другие начеты за не погашенные своевременно обязательства. Это немалая сумма — 340 миллионов рублей. Намечается создать специальный фонд для расчетов по отсроченным долгам и формирования инвестиционных накоплений.

Проблемы очерчены, намечены пути их преодоления. Сейчас нужно создать условия для повышения эффективности АПК. При этом главное — работа на местах, принятие правильных управленческих решений в сфере технологий и организации производства. А еще — умение настроить людей на созидательный труд. Каждому надо разъяснить: больше производим — выше доходы.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter