Доброе сердце и отличная память

В ЮНОСТИ бездетные супруги БОГУШКО взяли на воспитание осиротевшую двухлетнюю девочку — дочь дальнего родственника. Теперь приемная дочь Мария Метелица лелеет старость своей матери — ее любовь и забота помогли сельчанке дожить до ста лет.

Генуэфа Богушко из ошмянской деревни Полуды начала отсчет второго столетия своей жизни

В ЮНОСТИ бездетные супруги БОГУШКО взяли на воспитание осиротевшую двухлетнюю девочку — дочь дальнего родственника. Теперь приемная дочь Мария Метелица лелеет старость своей матери — ее любовь и забота помогли сельчанке дожить до ста лет.

…Тесно стало от машин на деревенской улице Полудов — поздравить юбиляршу со столетием приехали многочисленные гости: заместитель председателя Ошмянского райисполкома Александр Саванец вручил цветы, начальник управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Галина Яшина — подарки, а пенсионерки, которые собираются в центре социального обслуживания населения на свои посиделки, порадовали настоящим концертом, подготовленным для одного зрителя. Пели и старые песни, и современные, и «гимн именинников» — «Пусть бегут неуклюже...». Генуэфа Героимовна подпевала им — в молодости она слыла знатной певуньей, да и танцевать любила. Наверное, за это и приглянулась девушка из многодетной и небогатой семьи деревенскому красавцу Иосифу. Хоть и знал, что большого приданого за невестой не получит — семья жила небогато, мать после ранней смерти мужа одна поднимала восьмерых, — но от своего не отступился, сватов заслал.

...Да, возраст почтенный, сто лет за плечами, но память бабушку Генуэфу не подводит — самые значительные даты и события помнит до сих пор. 8 ноября 1938 года она выходила замуж — с мужем венчались в Вишневском костеле на Воложинщине.

А в годы войны проводила на фронт, а потом терпеливо и преданно ждала своего Иосифа.

— Помню, остались мы вдвоем со свекровью, — вздыхает долгожительница. — Ох, и нагоревались мы тогда! Приходилось и вручную жать, и хозяйство смотреть, и надел обрабатывать. Немцы, когда отступали, забрали с собой единственную кормилицу — корову. Думала, не переживу — так жалко было.

Генуэфе повезло — вернулся с фронта ее Иосиф живым и невредимым. Обживаться стали — построили в Полудах собственный дом, крепкое хозяйство завели.

Богушко вспоминает, что вся деревня жила одной большой семьей — вместе праздновали, на свадьбах и крестинах гуляли, а если стройка или какая нужда у людей, все сельчане помогали.

— А в деревне нашей что ни дом, то родственники, — вспоминает Генуэфа Героимовна. — Здесь мои братья и сестра с семьями жили, двоюродные дяди. А когда колхозы организовались, пришлось отдать в коммуну и лошадь, и упряжь, и сбрую. Горевали вначале, а потом и сами в колхоз пошли. Так и проработали всю жизнь с мужем — где же еще в деревне работу найдешь?

Не дал Бог своих детей, зато радовала приемная дочь Мария. Как ни трудно было в деревне с деньгами, но девчонке Богушко все самое лучшее отдавали. Растили и любили Машу как родную.

Теперь она отвечает на заботу приемной мамы любовью и вниманием.

— Двадцать пять лет назад папа умер, — рассказывает Мария Зыгмунтовна. — Мама занемогла тогда, да так, что обходиться без посторонней помощи не могла. Я оставила работу и все время посвятила мамочке, — так нежно называет она Генуэфу Героимовну. — Материально было тяжело, ведь колхозная пенсия матери да ее пособие на уход — деньги небольшие, но выручало крепкое крестьянское хозяйство и трудолюбие моего мужа.

Семь лет назад Мария стала для мамы ее «глазами» — Генуэфа Героимовна совсем ослепла и теперь ничего не видит. А после того как год назад упала, и ходить перестала, теперь с кровати не поднимается.

Особых секретов своего долголетия единственная сегодня столетняя жительница Ошмянщины нам не раскрыла. Говорит, жила как все. Работала много и тяжело — и в домашнем хозяйстве, и в колхозе. А вот генетика, может быть, и сказалась: мама Генуэфы дожила до 83 лет, а бабушка — до 93. Из шести братьев и двух сестер в живых осталась она одна: два брата умерли в детском возрасте, один погиб на фронте, да и остальные до долголетия не дожили.

А бабушка Генуэфа 14 ноября начала отсчет второго столетия своей жизни.

Николай ВОЛЫНЕЦ

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter