Календарь и традиции: 12 - 18 марта

Доброе начало - половина дела

Середина поста всегда считалась сложным временем у наших предков. Даже говорили: если случается что тяжкое, то «усё ў марцы, усё ў марцы...».


А открывает следующую неделю в народном календаре 12 марта Прокоп–дорогорушитель. Суть прозвания следующая: на солнце, да и не только, снежный покров начинает подтаивать, и плотного наста уже нет. Снег словно слеживается, темнеет, делается похожим на старую крупную соль. А внизу под ним стоит вода. Ступишь — и нога проваливается в нее. Такое состояние называли «сняжніца».

13 марта — Василь–капельник: с крыш вовсю льется талая вода. Красиво! Но вот отношение к этому дню было несколько настороженное, ведь по старому календарю он мог соответствовать 29 февраля. Вот и говорили, что у Василя–капельника «вока нядобрае», поэтому не начинали никаких важных дел.

14 марта — Евдокия (Аўдоцця, Яўдокі, Аўдакеі, Аўдакей). И у Евдокии есть свои народные прозвища — плющиха, капельница, весенница, замочи ноги и подол. Еще Евдокия «трымае ў руцэ лета». На Евдокию снег с дождем — к мокрому лету; мороз и северный ветер — не только лето, но и весь год выдастся довольно прохладным; тепло и капель — к хорошей, комфортной погоде; день теплый — будет хороший покос; идет дождь — ожидается большой сбор зерновых, особенно ржи.

Особо почитали Евдокию женщины. Боялись прогневить, чтобы не напустила непогодь, и старались в ее день не выполнять никаких тяжелых работ. Считалось также, что с Евдокии снег приобретает целебную силу, поэтому чистый снег собирали и талой водой обтирали больные суставы, даже промывали раны, споласкивали волосы, поливали домашние растения.

Середину Великого поста нередко сравнивали с восхождением на макушку высокой горы, когда и вверх подниматься было трудно, но и спуск предстоит тоже нелегкий. Тем не менее «палову агоралі, то далей ужо ўсе ж будзе смялей». Перелом поста — «хрэсцы» — был важным моментом и отмечался как своеобразный «прысвятак». «Хрэсцы» — потому что существовал обычай в этот день печь постные пироги и главный большой пирог в виде креста. У нас для него чаще использовали гречневую муку с добавлением пшеничной. Украшали тмином, семенами укропа, сладкую выпечку — маком. Помимо большого пирога, лепили маленькие пирожки в виде различных хозяйственных приспособлений — бороны, серпа, косы, хлыста, дежки, что очень забавило детей, которые, получая такой «пачастунак» со смыслом, ощущали значимость хозяйственных дел. Ну а для себя хозяйка могла испечь пирожок в виде коровки. Середину поста детям позволяли отмечать как небольшой праздник. Им разрешали бегать, играть в прятки, прямо посреди хаты устраивать качели с помощью доски и большого полена. Раскачиваясь, дети выкрикивали: «Палпосту — хлеба лусту!» И к исповеди ходили не только в начале поста, но и в его середине, относясь к этой процедуре максимально ответственно, ничего не утаивая, таким образом действительно облегчая душу. Перед исповедью не только ничего не ели и не пили, но даже не прополаскивали рот, такое же строгое отношение вырабатывали у детей.

15 марта — Федот. Наблюдали за погодой. Если стоит мороз — трава по весне поднимется не скоро; ветер подает знак, что ветреным будет и покос: «На Фядота занос — усё сена ўлетку разнясе». Практически на крыше каждого крестьянского дома крепили ветряки для определения направления ветра у своего дома. Ветряки изготавливали с фантазией, различной формы, чтобы по ним оценивалось умение мастера.

17 марта — Герасим–грачевник. Грач — одна из самых распространенных птиц в Беларуси. Если грач вьет гнездо на солнечной стороне, лето предстоит холодноватое.

Наблюдали за погодой и 18 марта. Если с утра ясно — предстоящее лето не станет «градабойным», и наоборот: хмурое небо и ненастье не обещают ничего хорошего.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter