Добро пожаловаться

Вступил в силу Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Он готовился более двух лет, прошел через довольно бурное обсуждение в Парламенте. Далеко не все депутаты и члены Совета Республики были согласны с разработчиками. Но победило большинство… Что ж, ближайшее время покажет все плюсы и минусы нового документа.  Подождем с оценками, гораздо важнее будут выводы.

Вступил в силу Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Он готовился более двух лет, прошел через довольно бурное обсуждение в Парламенте. Далеко не все депутаты и члены Совета Республики были согласны с разработчиками. Но победило большинство… Что ж, ближайшее время покажет все плюсы и минусы нового документа.  Подождем с оценками, гораздо важнее будут выводы.


Новаций у Закона несколько. Но главная, принципиально важная, знаковая одна — теперь обращаться во всевозможные инстанции (и, разумеется, ждать в положенный срок официального ответа) можно уже не только очно, по телефону и письмом, но и по почте электронной.


Предыдущий закон об обращениях был принят еще в (так и хочется написать «далеком») 1996 году, когда словосочетание «электронное обращение» могло прийти в голову разве что кому–то из особо продвинутых граждан! Прошедшие 16 лет преобразили виртуальное пространство. Количество поклонников интернета в мире выросло на порядок, среднее пребывание в сети за сутки — в 18 раз. И мы вполне в русле тенденций. Собственные сайты нынче не имеют разве что детские сады. Да и то не каждый. Последняя же перепись населения показала, что вход во «всемирную паутину» есть у 697 тысяч домашних хозяйств, а в канун нового года речь шла о 4 миллионах белорусских пользователей. Не следует игнорировать тот факт, что многим сегодня клавиатура и «мышка» гораздо привычнее, нежели ручка да конверт. Но известная проблема анонимности сети может проявиться и при практической реализации нового регламента. Ну, напишет человек адрес, а, может, он вымышленный. Надо будет проверять. Время, ресурс, нервы…


Что велит Закон? Срок рассмотрения электронного обращения определен такой же, как и письменного, — в течение 15 дней со дня регистрации (в сложных случаях — до 1 месяца), зато дойдет оно по адресу не за сутки–другие — за считанные секунды. А значит, тут же попадет на соответствующий «стол», и решение отыщется куда оперативнее. Кстати, сегодня среди обращений в «СБ» электронная почта по объему потеснила телефонные звонки. Так что наверняка многие наши читатели охотно воспользуются электронкой…


Еще один весомый плюс. Должны, наконец, образумиться любители забросать официальный электронный ящик всевозможной бредятиной. Так, некий аноним на днях обрушил на нас поток из 1,5 тысячи (!), с позволения сказать, писем. И все — с претензией на ответную реплику, а то и на публикацию в газете. Вот этот номер уж никак не пройдет! Потому что, как и в любом законе, этот, давая право, оговаривает и определенные обязанности. Никаких ников! Никаких пряток под вымышленными именами! Хотите, любезный, чтобы ваше виртуальное письмо было рассмотрено по всем правилам — проявляйте, в свою очередь, уважение. А именно: указывайте Ф.И.О., адрес — и места жительства, и электронный, излагайте внятно суть. Юридические лица — свое полное наименование, место нахождения, официальный электронный адрес, суть, а также Ф.И.О. уполномоченного подписывать обращения. Иными словами, просто Марии, обличающей всех и вся, в лучшем случае лишь сообщат, почему письмо оставлено без ответа. Кроме того, не будут рассматриваться сообщения с различных форумов и т.д., а только те, которые направлены на электронную почту или специальную страничку учреждения на сайте — эдакую «электронную приемную», которой, по идее, обзаведутся вскоре все государственные органы и организации.


Скорее всего, Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» прибавит чиновникам работы. Как ни крути, письменное обращение — это в понимании нашего вечно занятого современника всегда лишние хлопоты (ручка — бумага — конверт — почтовый ящик), да и, говорят, вообще умирает традиционный эпистолярный жанр. А вот переписка друг с другом в виртуальном пространстве, наоборот, набирает силу. Наверняка многие не преминут воспользоваться возможностью на законных основаниях спросить, уточнить, предложить, пожаловаться или призвать к ответу между делом, не отрываясь от рабочего компьютера. И это к лучшему. Потому что расширяет канал «обратной связи», без которой трудно, если не невозможно, работать над ошибками и двигаться вперед.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter