Добро пожаловаться

На что только не жалуются граждане, у которых во время пересечения границы возникла заминка...

Почему не разрешили провезти удочку для рыбной ловли? Кому не понравился мой баул с тряпьем? Зачем, в конце концов, этот «ненужный контроль»? На что только не жалуются граждане, у которых во время пересечения границы возникла заминка... Вместе с сотрудниками Мозырской таможни мы полистали книги замечаний и предложений на постах, попытавшись определить, что сегодня волнует туристов и путешественников, откуда берутся жалобы и где рождаются благодарности.


Пример первый. Гражданин Н. едет в Украину через пункт пропуска «Новая Рудня» с группой людей, проживающих в одной с ним деревушке в приграничном районе. Через час с небольшим та же компания возвращается назад, причем в руках у Н. сумки–клунки, забитые под завязку одеждой и обувью. На резонный вопрос сотрудника таможни, где гражданин приобрел товар, что конкретно у него в сопровождаемом багаже, наш герой потерянно молчит: дескать, «ничего пояснить не могу».


Не может, значит, имущество не его. Логично? Вроде бы. Так рассудил и таможенник, приняв закономерное решение: отказать во ввозе товаров. Гражданин на это среагировал нервно — в книге замечаний и предложений оставил запись, выразив свое негодование.


Каждый такой факт является поводом для незамедлительной проверки. Может, сотрудник таможни действительно виноват, допустил грубость, был невнимателен и несправедлив? Отнюдь. Гражданин быстро сознался: провезти товар согласился за вознаграждение.


— Вообще–то высказывать свои соображения по поводу работы наших сотрудников никому не запрещается. В каждом пункте таможенного оформления имеется книга замечаний и предложений, вывешен специальный ящик, куда можно положить письмо, — рассказывает начальник отдела организационно–распорядительных документов Мозырской таможни Наталья Пастушенко и отмечает: — С каждым годом таких обращений становится все меньше. В прошлом году, например, в «книгах жалоб» было зафиксировано 47 замечаний, что в полтора раза меньше по сравнению с 2009–м. Динамика радует.


Сотрудники таможни проанализировали имеющиеся записи. Оказалось, что 70% критических замечаний связано с отказами в выдаче разрешений на ввоз товаров в нашу страну. При этом, что характерно, ни одна из жалоб не подтвердилась. Проверки убедительно показывают — должностные лица действовали правомерно. В чем же тогда дело? Может, граждане недостаточно проинформированы, как, чего и сколько можно завозить–вывозить?


По мнению Натальи Пастушенко, это не так. Сегодня грех жаловаться, будто информации о таможенных правилах мало. В интернете, в газетах, журналах о нормах и лимитах пишут постоянно. Да и руководители таможни регулярно проводят личный прием, отвечают на все волнующие людей вопросы.


Однако движемся дальше. Следующая ситуация — не такая на первый взгляд однозначная. Пункт пропуска «Александровка». Через границу в нашу страну направляется машина. За рулем водитель М., в салоне несколько пассажиров. В багажнике — предметы для рыбной ловли: блесна, поплавки, леска, дождевой костюм и т.д. Вроде бы все нормально — люди возвращаются с отдыха, у каждого по «рыбному» комплекту. Однако сотрудник таможни выяснил: водитель является индивидуальным предпринимателем и занимается торговлей в розницу товарами народного потребления, а пассажиры проживают в одном с ним населенном пункте. Эта информация дала основания полагать: для личного пользования товары не предназначены, их просто распределили между всеми для «маскировки», а после собираются сбыть. В результате — отказ в выдаче свидетельства о таможенном оформлении и запись в «жалобную книгу», хотя все было сделано законно.


Подобные конфликты, рассказали нам, учащаются в мае — июне. В школах проходят выпускные вечера, и с вещевых рынков Украины отдельные граждане начинают массово завозить праздничные наряды: вечерние платья, костюмы, обувь. В 2010–м в той же «Новой Рудне», например, гражданка А. намеревалась ввезти в страну 15 «выпускных» комплектов. При этом горячо убеждала таможенников, что у нее есть дочь, и она желает, чтобы девушка на выпускной пришла нарядной. Даже паспорт показала для убедительности. На таможне тем не менее в намерениях дамы усомнились и оформили отказ.


— Во всех вышеперечисленных случаях общий вес и таможенная стоимость товаров не превышала 50 килограммов и 1.500 евро соответственно, — продолжает Наталья Пастушенко. — Однако несмотря на то, что ввоз таких товаров осуществляется с освобождением от уплаты таможенных платежей, сотрудники смотрят на их предназначение, учитывают характер и количество, оценивают обстоятельства поездки. Гражданам стоит это знать.


И не жаловаться понапрасну! Впрочем, нельзя не отметить, что таможенников теперь все чаще и благодарят. «За внимательное, вежливое и корректное отношение, высокий профессионализм», — написал один бизнесмен. «Спасибо, что доступно растолковали закон», — нашли мы и такую запись.


Все чаще с обращениями в таможню (совсем не обязательно критическими) люди обращаются через интернет. Ответы они также оперативно получают по электронной почте.


Для контроля за качеством работы с обращениями предусмотрены различные меры. В Мозырской таможне, например, регулярно проводят анонимное анкетирование. А если изложенные в письме факты нарушений со стороны таможенника подтвердятся, то его обязательно накажут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter