Директор Национального агентства по туризму Валерий Паращенко — о стратегии до 2035 года, «безвизе» и новых туристах

Добро пожаловать!

Последние годы Беларусь активно открывается миру — совершенствует безвизовый режим, приглашает журналистов и блогеров из других стран, проводит крупные международные мероприятия. И это дает результат — к нам едут туристы. Продвижением страны на международном туристическом рынке, созданием ее имиджа занимается Национальное агентство по туризму. В каких странах в следующем году узнают больше о Беларуси, как разрабатывается Национальная стратегия развития туризма до 2035 года и зачем журналисты из Дубая копали картошку на Брестчине — об этом и многом другом корреспонденту «Р» рассказал директор агентства Валерий Паращенко.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Видеть будущее стратегически

— Валерий Васильевич, в стране сейчас разрабатывается Национальная стратегия развития туризма до 2035 года. Принимает ли агентство участие в ее разработке?

— Принимает, и самое непосредственное. Тут надо уточнить: Национальное агентство по туризму сейчас участвует в реализации государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016—2020 годы. И в задачах текущего года четко прописано: разработать научное исследование, которое потом ляжет в основу стратегии до 2035 года. Агентство выступает заказчиком этого документа, и по результатам тендера работу выполняет научный коллектив Белорусского государственного экономического университета. В него входят как преподаватели, в том числе кандидаты и доктора наук, так и представители турбизнеса. Помощь оказывает и Всемирная туристская организация. Думаю, к октябрю исследование будет готово. 

— На какие аспекты в исследовании обратят особое внимание?

— Если коротко, основная цель исследования — проанализировать международный опыт и текущую ситуацию в сфере туризма в стране, выявить наши сильные и слабые стороны, на которые нужно обратить больше внимания. Исследоваться будут абсолютно все виды туризма — от агроэкотуризма до промышленного. И, на мой взгляд, акцент надо делать на экономической составляющей. Хотелось бы, чтобы исследование дало ответ, что мы должны сделать для того, чтобы увеличить экспорт туруслуг. Самое тяжелое — начать какой-то процесс. Когда локомотив разгоняется, он всегда тратит больше топлива. Думаю, мы свой туристический «локомотив» уже начали разгонять, сделано много, в том числе и в плане безвизового режима. И то, что у нас растет число иностранных туристов, — этому подтверждение. Дальше должно быть легче.

— Объединение безвизовых зон Бреста и Гродно повлияет на этот процесс? Наш «локомотив» будет ехать быстрее?

— Безусловно. Теперь туристы смогут проехать по самым интересным местам сразу двух областей. И все в плюсе: гости увидели намного больше, инфраструктура загружена, гостиницы и общепит принимают новых клиентов, растут налоговые поступления в бюджет. В итоге совершенствуется инфраструктура, создаются условия для успешного ведения малого и среднего бизнеса. Кстати, интересный факт. Наше агентство занимается обучением экскурсоводов, у нас есть специальные заочные курсы, и с момента введения «безвиза» мы видим очень большой рост числа слушателей именно из западных регионов. Экскурсоводы там сейчас востребованы как никогда. Что касается дальнейших планов по «безвизу», то было бы разумно включить в эту зону еще и другие регионы.

Древние замки и нетронутая природа — визитные карточки нашей страны.
Фото Алексея СТОЛЯРОВА

— Одним из самых чувствительных для туристической отрасли является транспортный вопрос. Очень важно понять, как турист попадает в страну, чтобы сделать его приезд более комфортным. В исследовании, которое сейчас готовится, будет отражена эта тема?

— Там планируется целый блок, посвященный этому вопросу. Мы проговорили с научным коллективом, чтобы они больше внимания уделили именно транспорту: как наземному, так и авиационному. В частности, посмотрели на ситуацию с лоукост-компаниями. Мы понимаем, что должна быть национальная авиакомпания, так как она представляет страну, отражает ее имидж. Но есть и другая сторона медали — должны быть и бюджетные авиакомпании. Эту тему нужно детально изучить. Тезис о том, что сначала необходимо создать устойчивый и достаточно мощный пассажиропоток, а потом привлекать лоукостеров, по мнению аналитиков, не является верным. Во всех странах Европы и Азии изначально бюджетные авиаперевозчики генерировали новый пассажиропоток. На многих маршрутах Ryanair, Wizzair, Norwegian и другие лоукостеры создавали пассажиропоток с нуля. А местные аэропорты и туристическая индустрия потом адаптировали инфраструктуру, сервис и свои цены. В нашей ситуации приход авиакомпаний с невысокой стоимостью услуг позволил бы использовать возможности «безвиза» намного полнее. Ключевой вопрос здесь — выгода для страны. И эту выгоду надо просчитать.

— А когда сама стратегия увидит свет?

— Это масштабный документ, здесь важно его качество, поэтому спешить не стоит. Думаю, в следующем году мы уже представим готовый вариант, который сначала должен будет пройти согласование в Правительстве. В 2020 году истекает срок действия госпрограммы «Беларусь гостеприимная», потом будем разрабатывать программу до 2025 года. Скорее всего, работа по этим двум важным документам будет синхронизирована.

В агроусадьбах гостям покажут народные обряды и накормят аутентичными кушаньями. 

Вишенка на туристическом торте

— Презентовать туристические возможности Беларуси — приоритетное направление для агентства. На каких международных выставках можно было увидеть ваш стенд в этом году?

— В этом году мы приняли участие в 8 выставках: в Мадриде, Нью-Йорке, Таллине, Берлине, Москве, Баку и Дубае. В планах до конца года посетить еще выставки в Варшаве и Лондоне. Основным отличием этого года было то, что на каждом мероприятии мы презентовали не только туристический потенциал страны, но и II Европейские игры. Кроме того, уже начинаем рассказывать о чемпионате мира по хоккею 2021 года в Беларуси и Латвии. Из того, что запомнилось: впервые мы представили белорусский стенд на выставке в Дубае. И он вызвал большой интерес среди посетителей. Арабский рынок у нас охватывается очень слабо, хотя это, на мой взгляд, перспективное направление. Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия — обеспеченные страны, люди там предпочитают уезжать на отдых летом целыми семьями на несколько месяцев. У них в это время очень жарко. Белорусский туристический рынок может стать для них интересным вариантом, просто они о нашей стране совсем мало знают. Хотя в ближайшее время узнают больше — недавно к нам приезжали журналисты из Дубая снимать телепередачу о стране. Они посещали санатории, агроусадьбы, Мирский замок, снимали Деда Мороза в Беловежской пуще. И даже попросили покопать картошку в одной из усадеб на Брестчине. Сами попросили, этого не было изначально в программе. Интересно будет увидеть, что за фильм у них получится.

— Какие еще выставки выделялись в этом году?

— Однозначно выставка в Таллине. На этом мероприятии были и представители Швеции, Финляндии, Норвегии — тоже перспективный для нас рынок. Показательным оказался такой факт: посетители выставки, особенно эстонцы, очень активно интересовались нашими санаториями. Люди, когда подходили и узнавали цены (а они в 2 раза ниже, чем в эстонских санаториях, хотя уровень сервиса и медицинских услуг не отстает), сразу на месте покупали путевки. На тот момент основной вопрос у эстонцев был к транспорту, но сейчас открыли прямой рейс Минск — Таллин и эта проблема снята. Мы уже провели ознакомительный тур для представителей турбизнеса Эстонии под этот рейс. И наши гости потом оставили очень много положительных отзывов, люди были удивлены, какой привлекательной оказалась наша страна. Все-таки стереотипов о Минске и Беларуси очень много, а такие ознакомительные туры помогают их разрушать.

Белорусские здравницы популярны у зарубежных туристов.

— Представители турбизнеса каких стран еще приезжали к нам в этом году?

— Был ознакомительный тур для наших коллег из Великобритании, США и Канады. Что стоит отметить, на данный момент США по «безвизу» вышли на 4-е место по количеству принятых страной туристов, Великобритания — на 5-е. Скоро приедут журналисты из России, из Санкт-Петербурга — у нас каждый год проходит такое мероприятие для россиян. Интересные впечатления были у англичан и американцев. Для них Беларусь на данный момент — этакая вишенка на торте, страна для экзотического туризма. Но все они признают, что потенциал у нас очень большой. Просто нужно его правильно использовать.

— Какие планы у агентства на следующий год и по выставкам, и по ознакомительным турам?

фото юрия мозолевского.
— Велосипед здесь изобретать не нужно, берем страны с самым высоким ВВП на душу населения и с ними работаем. Второй момент: надо больше внимания уделять тем странам, которые у нас на первых местах по количеству безвизовых туристов. Сейчас в приоритете Германия, Италия, Польша. Про российский рынок я говорю меньше, потому что нас и так там неплохо знают, российское направление для нас по-прежнему приоритетное. У нас есть планы по сотрудничеству именно с регионами соседней страны, там нужно активнее работать. К примеру, недавно прошел Форум регионов Беларуси и России в Санкт-Петербурге, где было подписано соглашение о сотрудничестве с департаментом по туризму Тюменской области.

Больше внимания в следующем году будем уделять таким странам, как Швеция, Норвегия, Финляндия. Не стоит забывать и про арабские страны, в 2020 году мы снова поедем на выставку в Дубай. Запланировано участие в выставках в Берлине, Лондоне и Нью-Йорке. Это значимые мероприятия, где нужно обязательно присутствовать. Как говорят, если тебя там нет, то тебя нет в туризме. Продолжим активно работать с Китаем. Кстати, именно в Китае, на выставке в Шанхае, наш ролик «Беларусь. Выше ожиданий» был признан лучшим в номинации «Самое красивое видео».

— Насколько эффективен сейчас этот инструмент — презентационные видеоролики?

— На мой взгляд, очень эффективен. Это хороший способ рассказать о стране, о ее достоинствах и преимуществах. Кстати, сейчас мы отправляем «Беларусь. Выше ожиданий» еще на два конкурса, уже в России: «Диво Евразии» и «Золотые курорты Евразии». А до конца года планируем снять целую серию о стране, четыре видеоролика по 3 минуты. И каждый из них будет тематическим, рассказывать, например, о нашей кухне или природе. Потом мы покажем их на всех своих мероприятиях и в стране, и за рубежом.

— Как вы планируете развивать дальше свои онлайн-площадки belarustravel и belarustourizm? Появятся ли там какие-то новые функции?

— Действительно, эти ресурсы будут развиваться и дальше. Например, сейчас мы делаем карту для остановок караванеров. До конца года она уже появится в открытом доступе. Мы хотим, чтобы с помощью этой карты можно было сразу выстроить оптимальный маршрут, чтобы вы, когда едете, например, из Полоцка в Минск, могли сразу видеть, какие достопримечательности есть по дороге. Кроме того, будем активнее работать с разделами новостей, добавлять новые языковые версии.

— Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», который организует агентство, пройдет уже в семнадцатый раз. Что изменится в этом году?

— Главное изменение — номинация «Лучшая агроэкоусадьба года», которая будет проводиться совместно с Белагропромбанком, что расширит масштаб самой номинации и повысит ее престиж. Номинаций в этом году 8, среди них — «Туристическая компания года», «СМИ года», «Средство размещения года» и «Я познаю Беларусь». Последняя является одной из самых популярных, создана она для тех, кто любит путешествовать по Беларуси. Принять участие в ней может любой желающий. За 16 лет участие в конкурсе приняли более тысячи представителей туристической индустрии: туркомпании, гостиницы, перевозчики, агроэкоусадьбы, СМИ, санатории, обычные белорусы. И это говорит о большом интересе к конкурсу и его престиже. Будем развиваться дальше.

mich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter