Фермеры готовы сотрудничать с торговыми сетями. Почему на деле все непросто?

Добро пожаловать на витрину

Споры о том, кто или что сдерживает отечественную плодово-ягодную и овощную продукцию на пути к покупателю, идут достаточно давно. Производители сетуют на нежелание крупных розничных торговых сетей приобретать их товар. Те же упрекают агропредприятия и фермерские хозяйства в отсутствии предложения либо слишком высоких отпускных ценах. Недавно тема обсуждалась на уровне Президента, который поручил компетентным службам навести образцовый порядок, напомнив, что все полномочия для этого есть.

Виден «Горизонт»

Не заморскими бананами и киви жив белорус — куда полезнее для нас фрукты и овощи, выращенные на родной земле, уверен глава фермерского хозяйства «Горизонт» Генрих Мысливец из Мостовского района:


— Каждый раз, бывая в магазине, задаюсь вопросом: зачем сетевики завозят картофель из Египта? Да, внешне он, может быть, и красив: гладенький, ровный, крупный, блестит под светом ламп… Но где и как он рос и чем его, извиняюсь, пичкали, бизнесменов мало волнует.
А нашей проверенной продукции — экологически чистой, натуральной, вкусной — на прилавок попасть сложно. То поддоны не устраивают, то тара не та, то штрихкоды не такие, то рассчитываются только после реализации товара. Порой даже возникает мысль, что перед сетевиками стоит конкретная цель: уничтожить отечественного производителя.
Несколько лет назад Генрих Мысливец открыл в деревне Плодовая фирменный магазин, где с минимальной наценкой реализует выращенные овощи. Сегодня, считает фермер, это одна из хорошо зарекомендовавших себя форм быть с потребителем накоротке, без посредников:


— Я человек государственный, и мыслить привык соответствующе. «Горизонт» 30 лет работает, постоянно расширяется, имея господдержку в виде кредитов, льгот. Почему бы в ответ не нести социальную ответственность? Кроме продажи свежих овощей с минимальной наценкой, излишками продукции делюсь с местными детскими садами, школами.

Сегодня, рассуждает фермер, сети получают от продажи голландского лука и китайского чеснока сверхдоходы, которые впоследствии вывозятся за рубеж, а фермеры, которым государство оказывает поддержку, не имеют возможности реализовать выращенную продукцию у себя:
— ­­Президент совершенно правильно требует наведения порядка в этой сфере. И меры должны быть радикальные.

Издержки фермер берет на себя

«Фортуна» — одно из крупнейших фермерских хозяйств в Барановичском районе. Его глава Галина Матус рассказывает:

— В прошлом году в торговую сеть поставили более 300 тонн столовой свеклы по ценам ниже, чем реализуем в российские регионы. Обеспечивали торговых партнеров свежей капустой для квашения и другими овощами, чтобы наш белорусский покупатель по доступным ценам мог их приобрести. В этом сезоне уборка еще не завершена, и все наши силы на ней сосредоточены. Только картофеля в хранилища с микроклиматом рассчитываем заложить не меньше 10 тысяч тонн.

При хранении урожая овощей фермерское хозяйство несет немалые затраты, расходуя электроэнергию для поддержания стабильной температуры, влажности и других параметров. Тот же картофель со временем теряет в массе. Все издержки фермер берет на себя и реализует свой продукт по цене, которую диктует рынок. В свою очередь, в торговых сетях тот же товар покупателю предлагают с немалой накруткой, отмечает Галина Матус:
— Получается, что производитель, понесший основные затраты на выращивание продукции, ее уборку, хранение, остается с прибылью в разы меньшей, чем получает продавец.

Место — самое видное

Глава фермерского хозяйства «Титул-Агро» в Пружанском районе Сергей Глущенко, который почти два десятка лет занимается промышленным садоводством, считает, что отечественные фермеры, делая ставку на свои и зарубежные сорта, в значительной степени решили вопрос импортозамещения фруктов. Осталось только разместить белорусское товарное яблоко на самых видных местах в гипер- и супермаркетах, говорит агроменеджер:


— Вкусную, сочную, хорошо хранящуюся продукцию охотно берет покупатель. Сорта в основном иностранной селекции, однако уже приспособленные к нашим климатическим условиям и выращиваемые по самым современным технологиям. По сути, такой же витаминный товар в крупные торговые сети раньше массово завозили из стран ЕС.

Яблони в «Титул-Агро» занимают 14 гектаров. Сергей Глущенко знакомит с тонкостями интенсивных технологий. На одном участке, где лет 15 назад закладывали первый сад на шпалерах, пора выкорчевывать деревья для обновления посадок. Чуть поодаль радуют глаз возвышающиеся сплошной стеной стройные яблоньки сортов «айдаред» и «голден», усыпанные крупными как на подбор плодами. Это самый современный сад с урожайностью не меньше 30 тонн с гектара. И товарный вид фруктов, разумеется, идеальный — прямо с веток можно на витрину. Уборка яблок в самом разгаре, но спроса пока нет, уточняет фермер:


— У населения достаточно своих фруктов. Пока свои запасы у людей не исчерпаны, рассчитывать на их активность не стоит. В ноябре — декабре ситуация должна кардинально измениться. Мы к этому готовы.

Напрямую с крупными ретейлами фермерское хозяйство «Титул-Агро» не работает. Почему? Глущенко говорит о мобильных посредниках, готовых купить фрукты у производителей и перепродать торговым сетям. Они сами находят адреса поставок и выезжают туда. Хозяину, у которого главная забота сейчас убрать и сохранить урожай, заниматься этим некогда, да и нет дополнительных ресурсов. Не обременяют себя такой заботой и те, кто товар реализует конечному покупателю.
А ведь крупные сети могли бы взять эту функцию на себя и создать структуры по заготовке сельхозпродукции. Тем самым избавиться от лишних звеньев в товаропроводящей сети, из-за которых те же фрукты, пока дойдут до потребителя, дорожают втрое. Так быть не должно. При более простой схеме (а это мировой тренд) в магазинах могли бы появиться отборные яблоки по цене максимум вдвое выше, чем у производителя, а не в три-четыре раза, как сейчас.

Опытный пружанский фермер постоянно участвует в осенних ярмарках по реализации сельхозпродукции, приветствуя такую форму торговли:

— Это возможность не только обеспечить население доступными по цене продуктами, но и наладить прямой контакт между производителем и покупателем, выгодный, безусловно, для обеих сторон.


kurets@sb.by

kozyrev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter