Добро пожаловать, инвестор, или Посторонним вход запрещен?

Генеральный директор преуспевающей компании с немецким  капиталом, глава представительства «Хенкель» в Беларуси… Казалось бы, Сергей НОВИЦКИЙ может почивать на лаврах, неспешно подсчитывая прибыль основанного недавно производства строительных смесей...

Генеральный директор преуспевающей компании с немецким  капиталом, глава представительства «Хенкель» в Беларуси… Казалось бы, Сергей НОВИЦКИЙ может почивать на лаврах, неспешно подсчитывая прибыль основанного недавно производства строительных смесей. Тем более что сегодня в Беларуси бум строительства и в продукции его компании нуждаются те, кто возводит новые дома. Но, ответив на вопросы журналиста «Р», Сергей Новицкий собирается в дорогу. В его руках — небольшая пластиковая канистра с этикеткой. Путь из Заславля лежит снова в Минск.

— Выпускаем продукцию, которую нужно разбавлять водой в соотношении один к одному. Как раз в такую канистру и засыпается наш концентрат. Знаете сами, в каких условиях приходится работать нашим строителям. Порой вода для них – страшный дефицит. Вот и еду в Минстройархитектуры просить, чтобы разрешили производить не только концентрат, но и готовую, разведенную водой смесь. Не секрет, находятся умельцы, которые изворачиваются даже при отсутствии воды. Вот только можно ли потом отвечать «Хенкелю» за качество такого покрытия? 

Да уж чем-чем, а качеством немцы могут гордиться. И не важно, в какой точке земного шара находится производство громкого бренда: в немецком Бремене или белорусском Заславле. Подход одинаков. Каждый (вы не ослышались!) замес товара проверяется лабораторией. А пробы тестируемой продукции еще долго будут хранить в фондах лаборатории — в случае рекламации со стороны потребителя всегда можно устроить повторный анализ. Только после тестирования продукции на упаковке появляется номер партии, замеса, затем маркированная продукция отправляется далее по цепочке — от склада на прилавок. 

Эпопея с разрешением на новую продукцию длится не первый месяц. Кроме Минстройархитектуры, добро на выпуск смеси нужно получить еще в нескольких инстанциях. Пока же чиновники опасливо заявляют, мол, неизвестно, как это повлияет на качество продукции. Новицкий пообещал привезти им банку, чтобы каждый из них смог лично прочесть рекомендации по применению. 

— Только дайте разрешающее письмо и контролируйте меня. Так нет же, пока хожу по кабинетам, — рассказывает Сергей Новицкий. – Судите сами, что творится на нашем строительном рынке. Приехали мы как-то и скупили образцы всех смесей, выставленных на продажу. Решили проверить их качество в своей лаборатории. Для этого выпарили содержимое каждой банки. В некоторых осадок едва превысил 3 процента, в некоторых — 5 и лишь кое-где – 30, хотя стандарт предписывает не менее 10. В итоге лаборатория признала годными только три грунтовки: двух довольно известных марок и нашу. Все остальное – водичка… Пускай бы наши органы стандартизации жестче контролировали, что людям продают. А то граждане стены водой поливают, за это еще и деньги платят. 

И улыбаясь, добавляет: «Мне ли не знать нашу строительную отрасль». 

Прежде чем стать представителем иностранного инвестора, Сергей Новицкий возглавлял собственную строительную компанию. Там же, в Заславле, вдохнул новую жизнь в дышащий на ладан завод железобетонных конструкций. Ну а когда немцы предложили возглавить представительство «Хенкель», долго искать площадку под новое производство не пришлось: завод «Ceresit» разместился аккурат за заборчиком железобетонного комбината. 

Почти стопроцентный брак на стройплощадке – «очумелые ручки» горе-строителей, считает генеральный директор представительства. Увы, сегодня кадровый вопрос для этой отрасли по-прежнему весьма актуален. Многие ведущие профессионалы в 90-е годы прошлого века ушли в торговлю, уехали на заработки за рубеж. Остались либо аксакалы, многие из которых уже уходят, либо молодые специалисты, которые пока еще ничего не умеют. Специалистов среднего возраста очень мало. Долгие годы почему-то бытовало мнение, что на стройку идут те, кто не достиг успехов в учебе, или любители алкоголя. И только сейчас снова появился интерес к этой отрасли. Люди поняли, что с «руками» и «головой» на стройке можно неплохо заработать. 

— Проблему с кадрами нужно решать, — считает Новицкий. — Для этого «Хенкель» задался целью создать специальную программу по обучению. Но совсем не для того, чтобы каким-то образом продвигать свои материалы. Материалы могут быть любыми, но наша задача научить строителей правильно работать с ними. Не секрет, в училищах не хватает информации по свойствам новинок, их правильному применению. Мы это понимаем и уже читаем семинары и лекции в организации при Минстройархитектуры, которая занимается подготовкой и переобучением руководящих кадров на стройке. Сейчас готовим целую программу с Министерством образования Беларуси. В Украине местное представительство «Хенкель» взяло на себя расходы на издание учебника по строительному делу. Там читают лекции в строительных училищах, техникумах. В вузах такие курсы организовывать не стали, поскольку посчитали, что вложения в науку будут неэффективны — в Украине из десяти выпускаемых прорабов на стройке остается только один. 

Появление такой программы в Беларуси — желание компании, объясняет Сергей Новицкий. Сейчас представительство будет нести только затраты – ремонт комнаты, покупка проекторов, DVD-проигрывателей, на которых будут демонстрироваться обучающие программы. Но в будущем вложения в науку обязательно обернутся пользой. 

В завершение разговора Сергей Новицкий признался: после выступления нашего Президента перед парламентариями, где он сделал серьезные заявления относительно ситуации в бизнесе, в предпринимательской среде появились надежды на лучшее. Пока же в Беларуси все делается вроде как и с соблюдением процедур, но очень долго. Взять ту же эпопею с разрешением на землю, которое получали при строительстве завода «Хенкель». В Китае она заняла бы от 2 до 10 дней. Тамошний глава местной администрации в буквальном смысле шагами и циркулем по карте отмеряет необходимый инвестору участок. Сергею Новицкому пришлось ходить по инстанциям год... Хорошо, что он, как человек с опытом, знает, куда нужно обращаться. А человек с деньгами, столкнувшись с особенностями местной бюрократии, походив из кабинета в кабинет, скорее решит отправиться в тот же Китай. Там принимают всех. Выходит, мы сами себе препятствуем? 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter