Добро наказуемо

Письма Инессы ПЛЕСКАЧЕВСКОЙ

Прочитала недавно про истории доброты у моей лондонской коллеги Натальи Лещенко, и сразу захотелось рассказать, как с этим обстоит дело у нас на «китайщине». Сказать, что дела обстоят неважно, — сделать вид, что проблемы не существует. С добрыми делами и добрыми самаритянами (хотя далеко не все китайцы знают, кто это такие, потому что не в библейской традиции выросли) вообще происходят катастрофические вещи.


На днях 88–летний житель многомиллионного Уханя (административный центр провинции Хубэй) пошел на рынок и по дороге упал на улице. Полтора часа пролежал он лицом вниз, пока его не нашли обеспокоенные долгим отсутствием родные. Он умер в больнице, как констатировали медики — от удушья, вызванного тем, что кровь заблокировала дыхательные пути. Его вполне можно было спасти, если бы медицинская помощь была оказана вовремя. Но к лежащему на дороге старику никто не подошел и не попытался оказать помощь. Дискуссия, которая в таких грустных случаях неизбежно начинается в интернете и СМИ, приняла неожиданный (по крайней мере, нам бы он наверняка показался неожиданным) поворот: люди все больше соглашались с тем, что оказывать помощь в данной ситуации опасно. И вовсе не по медицинским, как мог кто–то из вас подумать, причинам, а по... финансовым: вдруг родственники засудят? Прецедентов — множество, и все не в пользу сотворения добрых дел.


Все началось пять лет назад с доброго самаритянина Пэн Юя. Увидев на автобусной станции в городе Нанкине беспомощную пожилую даму (как позже установили в больнице, у нее был перелом), он не раздумывая отвез ее в больницу. А через пару дней получил повестку в суд — та самая дама именно его и объявила причиной своего перелома. Это дело прогремело на весь Китай, а когда суд решил, что даже если Пэн не виноват в переломе, все равно должен выплатить 45 тыс. юаней (более 7.000 долларов США) пострадавшей на лечение, то многие поняли: времена бескорыстной помощи и добрых дел канули в Лету — надолго, а может быть, и навсегда. Особенно после того, как судья объяснил свое решение: здравый смысл подсказывает, что любой человек не стал бы так осложнять себе жизнь и просто так помогать чужому человеку, если бы не он чувствовал себя виноватым в происшествии.


В октябре 2009 г. Сюй Юньхэ из Тяньцзиня по приговору суда заплатил 17 тыс. долларов старушке, которую он, как и Пэн, отвез в больницу — та обвинила его в том, что это он толкнул ее на улице, что и вызвало травму. Этот инцидент тоже широко освещался в прессе. Поэтому когда в декабре 2010 года 78–летний житель Шэньчжэня Сяо Юйшэн упал (не на улице даже, а на территории своего жилого комплекса), никто — ни охранники, ни соседи — не попытался даже оказать ему помощь. Обеспокоенный сын нашел его через 20 минут — мертвым.


В августе этого года водитель и кондуктор автобуса в Наньтуне (провинция Цзянсу) помогли пожилой даме, получившей на дороге травму. По ставшей уже недоброй традиции та объявила их виновниками своего падения и травмы. Но, к несчастью для пострадавшей и к счастью для добрых самаритян, автобус был оборудован видеокамерой, запись которой и была предъявлена суду. Водитель и кондуктор оправданы, дама сама оплачивает лечение. Правда, оказалось, что больше всего от этого дела выиграли продавцы видеокамер — спрос на них вырос многократно.


Вывод из этих громких дел печален: как показывают опросы общественного мнения, только 7% опрошенных готовы остановиться и оказать помощь, если увидят на дороге пострадавшего, более 45% признались, что сделают вид, что ничего «такого» не видели, а 43%, в принципе, готовы оказать помощь — но только если по соседству окажется камера наблюдения.


Эксперты говорят: всему виной падение морали, высокая стоимость медицинского обслуживания и несовершенство законов.


Министерство здравоохранения, согласившись с тем, что проблема существует и прогрессирует, выпустило пособие (41 страница, между прочим!) для оказания помощи пожилым. Оно советует тем, кто увидел пожилого человека упавшим или лежащим на улице, «не спешить оказывать помощь, но сначала оценить состояние», а лучше (и надежнее, добавляют многие) — вызвать неотложку.


Общество восприняло инициативу министерства здравоохранения с большой долей скептицизма. Китайцы с завидной долей самокритики говорят, что главное, чего им не хватает сегодня, — это моральных ценностей и социального доверия. В стране, где расслоение на бедных и богатых идет с пугающей быстротой, пособиями проблему доброты и взаимовыручки не решишь.


...А я, когда читаю эти истории, все время думаю: а как у нас? Поможем ли мы упавшему? И меня греет мысль, что у нас по–другому: мы поможем. И не только потому, что медицинское обслуживание в таких случаях бесплатное, а потому, что мы все–таки добрые сердцем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter