Фильм, ради которого рисковал Николай Караченцов

Добро Добролюбова продолжает жить

Премьера фильма «Белые росы. Возвращение», созданного как продолжение теплой и невероятно популярной комедии Игоря Добролюбова «Белые росы», в Минске прошла с аншлагом. Чего, к слову, с белорусскими фильмами давненько не случалось.  Несмотря на то что не все актеры «Белых рос» согласились или смогли участвовать в продолжении истории, фильм, несомненно, останется в памяти благодаря небольшой роли Николая Караченцова, насыщенному переплетению сюжетных линий и четко очерченной морали.


Николай Караченцов на премьере в Минске
Николай Караченцов на премьере в Минске

Завязка картины до боли знакома: расчетливые бизнесмены (с главным инвестором в Германии) соблазнились территорией «красивой перспективной страны« для строительства элитного дома отдыха. В авангарде шагают новые белорусы – молодые воротилы, которые во что бы то ни стало стремятся разбогатеть, а проект строительства обещает крупные барыши. Но вожделенная земля занята хутором с тремя жильцами, поэтому молодые да ранние Бодя и Русаченко (в исполнении Павла Харланчука и Сергея Жбанкова) должны обязательно решить проблему.

Одним из жильцов хутора является Андрей Ходас (в исполнении Юозаса Будрайтиса), персонаж «Белых рос». Появляются новые герои: пенсионер Струк и немая девушка Полина. А в одной из городских квартир уже 20 лет ждет своего мужа Васю Ходаса (Николай Караченцов) его жена Маруся. В этом же городе живет их взрослая дочь Галина с мужем Иваном (Андрей Мерзликин) и дочерью Аней.

В фильме несколько сюжетных линий, объединенных идеей борьбы за землю. Кроме того, в картине развиваются отношения нескольких пар. Прежде всего мы видим семейную жизнь выросшей уже Галюни, которая после очередного увольнения мужа не выдерживает, собирает чемодан и уходит к маме. Аня, их дочь, которая едва успела наняться на работу в офисе, с первого широко распахнутого взгляда влюбляется в своего начальника, того самого «мямлю« Русаченко. Немая Полина, только увидев через окно проезжающего на машине Артема, уже рисует песком его портрет.

Директор киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович утверждает, что основной целью фильма было напомнить зрителю: главными ценностями в жизни каждого являются родной дом и семья, а отнюдь не деньги.

Однако подобные цели преследует масса конвейерных и не только, постсоветских и зарубежных картин, потому что  воспевание добра и вечных ценностей всегда нравится массовому зрителю. Значит, создателям фильма «Белые росы. Возвращение» нужно было как-то выделиться из ряда посредственных картин. И фильм Добролюбова как художественный ориентир – хорошее подспорье.

Многое в картине, отсылающей к реалистичной, убедительной советской ленте, вызывает недоверие. Начав с немецких инвесторов, вкладывающих огромные деньги в обустройство живописного природного уголка, список можно продолжить застывшей в любовном оцепенении Аней, впервые увидевшей Русаченко, или Полиной, влюбившейся в проезжающего мимо Артема (будто в первого попавшегося), которого она видела лишь мельком. Эти поэтичные сентиментальные эпизоды близки упоминаемым уже конвейерным мелодрамам, но далеки от истинных достоинств «Белых рос». Однако, пожалуй, главным отличием  фильма-продолжения является его нервный ритм, развивающийся по синусоидной линии в отличие от размеренного спокойного повествования «Белых рос».

Нехватку простоты, убедительности и необъяснимой человеческой теплоты первого фильма авторы новой ленты наверстывают парой ярких эпизодов. Хеппи-энд снят в волнующей сентиментальной манере: земля не просто остается во владении прежних жильцов, она собирает всех героев фильма, излучающих счастье и любовь. Трогательным станет и появление долгожданного аиста, который тоже вернулся на родную землю в покинутое ранее гнездо.

Следует подчеркнуть, что в съемочной группе практически все актеры – белорусы. Исключение составляют Юозас Будрайтис в роли Андрея Ходаса, Андрей Мерзликин, исполнивший роль мужа Галины и, конечно же, Николай Караченцов. Жена Николая Людмила Поргина в закулисье перед премьерой в Минске рассказала, что после звонка режиссера Александры Бутор с предложением сняться в сиквеле «Белых рос» она спросила у мужа: «Николай, ты хочешь сниматься в «Белых росах»?»

И когда он ответил да, они решились на этот риск. И не зря, ведь всего одним коротким эпизодом и одной фразой («Маруся, я вернулся», многие видят в ней двусмысленность в плане возвращения актера на экран) он создал самый трогательный, жизнеутверждающий и мощный эпизод фильма.

У киноленты есть все, чтобы называться белорусским гламурным проектом: огни большого города, красивые актеры, ненавязчивая мелодраматичность и повсеместное торжество любви. Плюс немного хорошего юмора и пафосность, от которой можно растечься по креслу ванильным мороженым. Но понятие «гламур» здесь автоматически избавляется от негативного значения, потому что фильм стоящий. Он также как и классическая картина Игоря Добролюбова красиво пропагандирует добро, любовь и вечные ценности (хотя и в отличной от «Белых рос» манере).

Премьерный показ фильма «Белые росы. Возвращение» в Москве запланирован на 22 декабря.

Кстати

На этой неделе Николай Караченцов отметил свое семидесятилетие. С юбилеем народного артиста поздравили Президенты России и Беларуси

«С именем Николая Караченцова связаны яркие, по-настоящему звездные страницы истории отечественного драматического искусства, блистательная плеяда незабываемых образов, которые Вы создали в кино и на сцене легендарного «Ленкома», – говорится в телеграмме Владимира Путина. Президент считает, что юбилей артиста – «большое событие для всех почитателей его щедрого, самобытного дарования».

«Вся Ваша жизнь – пример неустанного творческого созидания и верности актерскому призванию», – отметил в своем поздравлении Александр Лукашенко. А главными составляющими успеха артиста Президент назвал великий талант, сильный характер и огромное обаяние.

Юбилейный вечер Николая Караченцова состоялся в его родном театре «Ленком», актеры которого подготовили имениннику капустник. Известного актера поздравляли и другие театры, а также Школа-студия МХАТ, в которой учился народный артист. Для Николая Петровича пели Лев Лещенко, Иосиф Кобзон,  Александр Розенбаум, Любовь Казарновская, Тамара Гвердцители и Лариса Долина. Поздравить Караченцова приехали также и композиторы, произведения которых он исполнял.

Ирена КОТЕЛОВИЧ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter