«Добавьте к высокой зарплате бесплатное жилье...»

Председатель Дзержинского райисполкома Николай АРТЮШКЕВИЧ — о комфорте на ферме и дома, человечности и неравнодушии к людским судьбам.

Николай Артюшкевич окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства (теперь БГАТУ). Работал в Слуцком районе инженером по охране труда, заместителем председателя

и председателем колхоза, первым заместителем председателя Солигорского райисполкома, начальником управления сельского хозяйства и продовольствия, председателем Солигорского райисполкома. С 2006 года возглавляет Дзержинский райисполком.

— Николай Иванович, ваш район находится близко к Минску. Осмелюсь предположить, что такое соседство вас не радует. Столица ведь оттягивает трудовые ресурсы. Что вы можете противопоставить в таком соперничестве?

— Да, Минску постоянно нужны и рабочие руки, и управленческие кадры. Поэтому вопрос, чем удержать человека в деревне, для нас стоит остро. И здесь есть два пути. Во-первых, мы стремимся дать сельчанину благоустроенное жилье. Конечно же, бесплатно. И у него есть возможность выбора: или такой дом в сельской местности, или сначала ждать пять лет, пока в столице поставят на очередь, а потом еще лет пятнадцать снимать жилье, пока не получит свое. В итоге большая часть жизни пройдет. Согласитесь, аргумент веский. Далее. Мы стремимся держать относительно высокий уровень заработной платы. Сегодня по району в среднем за август она составляет 1406 тысяч рублей, в сельском хозяйстве — 1433, в промышленности — 1358 и в строительстве — 1679 тысяч рублей. Да, это ниже, чем в Минске. Но, как говорилось выше, добавьте сюда бесплатное жилье, и чаши весов уравновесятся. Причем мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно стремимся к росту зарплаты.

— Но деньги ведь из воздуха не создашь. Для роста зарплат надо увеличивать производственные показатели, прежде всего, выработку на каждого работника.

— Что мы и делаем. В прошлом году, например, в районе от каждой коровы было получено 5934 килограмма молока, в нынешнем — с запасом перешагнем шеститысячный рубеж. А именно молоко позволяет нам круглый год иметь стабильные поступления в кассы хозяйств. В растениеводстве зерна собрали меньше прошлогоднего. Все помнят, каким жарким было нынешнее лето. Но госзаказ по продаже зерна выполнен, деньги на счета хозяйств поступили в ожидаемых объемах. А недобор колосовых на фуражные цели компенсируем кукурузой. Так, если в прошлом году зерна этой культуры собрали 2,5 тысячи тонн, то в этом будет в два с лишним раза больше. А в целом же у нас есть полуторагодичный запас кормов. Так что в животноводстве есть база для движения вперед.

— Кстати, в этой отрасли в последнее время наметились существенные перемены. Я имею в виду строительство новых ферм, где многие процессы автоматизируются, и понадобится значительно меньше работников.

— Председатель нашего облисполкома Борис Батура ставит задачу, чтобы каждый район вводил за год не менее одной фермы современного типа. При этом оказывается финансовая поддержка в виде льготного кредитования. Возведение ферм — это один из путей и увеличения объемов производства, и улучшения качества молока. Ведь там практически идеальные условия содержания животных. В прошлом году мы построили такую ферму на 1340 голов в филиале «Правда» агрокомбината «Дзержинский». Причем возвели помещение в рекордные сроки: всего за 140 дней.

Там увеличились денежные поступления за счет улучшения качества продукции. Ведь примерно половина молока уже продается сортом «экстра». Сейчас ставится задача довести этот показатель до 80 процентов.

— Экономические показатели — это, конечно, хорошо. Но что дает такая ферма работнику? Лучше ли он там себя чувствует, комфортнее ли стало работать?

— Хотя доярка там обслуживает в смену не 50 коров, как обычно, а в десять раз больше, ей работать стало легче. Ведь она даже не заходит в помещение, где находятся животные, а все время проводит в доильном зале. Кроме того, доярки теперь не «привязаны» целый день к ферме, а работают посменно, как на промышленных предприятиях. В результате появилась возможность больше времени уделять дому. Ну и несомненным преимуществом являются бытовые условия на новых фермах. Там есть раздевалки, туалет, душ.

— Каковы планы по строительству таких ферм?

— Конечно же, мы хотим, чтобы в перспективе они появились в каждом хозяйстве. Уже построены одно здание и доильный зал в ОАО «Негорельское». Сейчас ставим туда животных. Уже в следующем году начнем строительство еще одной фермы в агрокомбинате «Дзержинский». Ведется изготовление проектно-сметной документации на возведение таких ферм и в ряде других сельхозпредприятий.

— Но, как я понимаю, строительство новых животноводческих помещений в каждом хозяйстве растянется не на один год. Между тем людям хочется перемен к лучшему на уже существующих фермах. Что для этого делается? И в дополнение к этому вопросу хочу поинтересоваться вот чем. В ряде районов еще есть фермы, где доение по старинке осуществляется в бачки. Есть ли у вас такой анахронизм?

— К счастью, мы от него избавились еще три года назад. Когда я стал председателем райисполкома осенью 2006 года, то из 51 фермы в 30 доение шло в бачки. Исполкомом была поставлена задача за год перевести все фермы на молокопроводы, что и было успешно сделано благодаря взаимопониманию всех руководителей сельскохозяйственных предприятий.

Но это не означает, что реконструкция старых помещений прекращена. Сейчас мы ставим задачу строить при существующих фермах доильные залы и переводить скот на беспривязное содержание. Это прогрессивная технология.

— У вас, как и повсеместно, ведется работа, направленная на улучшение условий труда сельских жителей. Но человек не живет одной работой. Ему сейчас хочется больше комфорта и в быту…

— На это направлена программа обустройства агрогородков. За предыдущие годы их было сдано десять, нынче завершаем последних три. При этом хочу заметить, что, кроме стандартного набора атрибутов агрогородка — объектов сервиса, клуба, школы, детского сада, — стараемся в каждом создать нечто свое, отличительное от других. Например, в деревне Заболотье много лет был водоем, где постоянно плавали гуси и утки местных жителей. Сами понимаете, каковы были его облик и санитарное состояние. Поэтому мы этот водоем почистили, углубили, сделаем пляж, установим беседки и скамейки, чтобы люди могли там культурно отдыхать.

А, скажем, в агрогородке Томковичи было многоэтажное здание, которое не знали, под что приспособить. И при обустройстве агрогородка сделали там прекрасную гостиницу. Ведь этот населенный пункт входит в агрокомбинат «Дзержинский», который летом привлекает большое количество строителей. Вот людям и будет возможность комфортно жить.

— Много десятилетий массовый отдых сельчан в основном сводился к посещению клубов. Сегодня им этого уже мало. Человек хотел бы вечером в кафе посидеть, а в выходной день детей на каруселях покатать.

— Над этим мы тоже думаем и что-то пытаемся претворять в жизнь. Например, возле деревни Якуты создали парк активного отдыха «Якутские горы». Там построена лыжная трасса с подъемником. Есть и объекты сервиса. В зимний период там всегда бывает много людей.

Поскольку через наш район проходит автотрасса Москва — Брест, то вдоль ее хорошо развита структура придорожного сервиса. В небольших кафе могут отдохнуть не только водители, но и местные жители.

— Приходилось не раз слышать такие высказывания, мол, население на селе уменьшается, а мы жилье там строим и строим. Может быть, пора сократить темпы? Что вы думаете по этому поводу?

— Сворачивать объемы строительства на селе еще рано. Например, в нашем районе почти в каждом хозяйстве в улучшении жилищных условий нуждаются по 10—15 человек, а кое-где и до 30. Так что выбранную норму — возводить в среднем на хозяйство пять домов ежегодно — надо пока сохранить. Одновременно хочу заметить, что хорошо сделали, когда в программу кредитования возведения жилья на селе включили и сельхозфилиалы промышленных предприятий. Пока этого не было, там ощущался серьезный дефицит кадров.

— Мы пока говорим о преобразованиях в сферах труда и быта. Скажите, а как, на ваш взгляд, меняется в последнее время мышление сельского человека, его взгляды на жизнь?

— Несомненно, сельчанин становится другим. Это особенно проявляется в его отношении к личному хозяйству. Люди все меньше хотят держать животных на подворье. Например, у нас в районе в последнее время каждый год количество коров в личном пользовании уменьшается на 200—300. Это связано с тем, что люди хотят больше и разнообразнее отдыхать. Да и молоко теперь без проблем можно купить в любом сельском магазине.

— А если все же кто-то желает активно заниматься личным подсобным хозяйством, помогаете ли ему?

— Теперь даже больше, чем раньше. Всем желающим выделяется достаточное количество кормов. Причем мы ставим задачу, чтобы это делалось одинаково как людям, работающим в хозяйствах, так и проживающим на их территории представителям бюджетной сферы. По крайней мере, жалоб на то, что кого-то в этом вопросе забыли или обделили, в райисполком практически не поступает. Я же считаю, что тот, кто желает жить на селе выше среднего уровня, может держать корову. Только на одних реализуемых излишках молока можно иметь летом до полумиллиона рублей. А если коровы две? Вот вам и деньги, скажем, для того, чтобы учить детей в вузах.

— Не секрет, что, несмотря на принимаемые в стране меры, победить пьянство на работе пока не удается. Скажите, тревожит ли вас этот вопрос?

— Я не могу сказать, что он стоит остро. В большинстве хозяйств дисциплина налажена, да и люди стараются держаться за работу. Но единичные случаи бывают. Это происходит в не самых крепких хозяйствах, где, скажем так, нет конкуренции на рынке труда. Этим пользуются отдельные люди, зная, что если их выгонят за пьянку, то заменить будет некем. Что можно предпринять в таких ситуациях? Ряд руководителей для борьбы с теми, кто чрезмерно увлекается спиртным, идет на то, чтобы этих людей кодировать от пьянства. Особенно это помогает, когда делается за счет хозяйств.

— И в продолжение темы морального облика людей. Благодаря Декрету № 18 Президента в стране развернулась активная борьба с нерадивыми родителями, злоупотребляющими спиртным. Насколько, на ваш взгляд, этот документ помог в такой работе?

— Декрет № 18 позволяет принимать очень эффективные меры к тем, кто забывает о своих детях. И нерадивые родители вынуждены платить за содержание их государством. Мы же в районе в качестве профилактической меры в работе с неблагополучными семьями применяем и такой подход. За каждым членом райисполкома и начальником отдела закреплено по такой семье. Лично я патронирую женщину, у которой пятеро детей от разных мужчин. Регулярно посещаю эту семью, интересуюсь ее жизнью, спрашиваю, нужна ли какая-то помощь, привожу подарки. Думаю, очень важно держать под контролем все такие семьи, тогда и детей у них забирать придется реже.

— Николай Иванович, к вам как руководителю региона люди часто приходят на прием по личным вопросам. Что их чаще всего волнует?

— Вероятно, как и везде, прежде всего жилищно-коммунальные вопросы. Кроме того, у нас в районе 110 садоводческих товариществ, в которых состоят в основном жители Минска. Они тоже нередко приходят со своими проблемами. Причем их чаще можно было бы решать внутри товариществ в силу несущественности.

Правда, бывают и неординарные ситуации. Недавно на приеме была женщина. После развода ее бывший муж решил выйти из жилищного кооператива и забрать свою долю кредита. В результате банк арестовал счет, по которому она получала зарплату. А ведь по закону полностью лишать человека средств к существованию нельзя. Можно забирать не более половины зарплаты. Пришлось срочно вмешиваться и помогать человеку.

Или был такой случай. Попросил помощи участник Великой Отечественной войны почетный гражданин Дзержинска Виктор Новицкий. У него рядом с домом был гараж, на который не были в свое время оформлены документы. Поэтому коммунальные службы предложили ветерану освободить участок земли. Пришлось пригласить специалистов и сказать, что в отношении заслуженного и пожилого человека формализм не уместен. Более того, надо проявить человечность. И мы оформили ему этот участок в аренду. Пусть пользуется.

— А сейчас хочется поговорить о кадрах. Как вы их подбираете, на какие качества особенно обращаете внимание при выдвижении человека на руководящую должность?

— На первое место, конечно же, ставится профессионализм. Но одновременно учитываем и порядочность человека. Также стремимся давать дорогу молодым. Скажем, за последнее время на работу в райисполком взяли свыше десятка человек в возрасте до 30 лет.

Или вот такой случай. В сельхозфилиале «Логовищанский» авиаремонтного завода руководитель перестал соответствовать своей должности. Кем его заменить? Решили выдвинуть на эту должность молодого главного агронома Анатолия Бурака. Дело в том, что в растениеводстве филиала в последние годы достигнут значительный прогресс, несмотря на то, что прежний руководитель управлял не на должном уровне.

А на Дзержинском экспериментальном механическом заводе руководитель уходил по возрасту. На его место решили поставить Дмитрия Кургановича. Этому человеку еще нет и тридцати лет, но он уже показывает, что может успешно руководить коллективом. Как видим, часто возраст делу не помеха.

Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter