Добавить в экспорт продовольствия высокую добавленную стоимость

Когда собирались домой, купили несколько видов колбасных изделий, чтобы угостить ими земляков. Приглянулась гостям продукция наших мясокомбинатов. Высокие ее вкусовые качества знают во многих регионах России, которая является основным импортером белорусского продовольствия. Из 3,8 миллиарда долларов поставленного на экспорт продовольствия за 8 месяцев на долю восточной соседки приходится 3,1 миллиарда.

В ПРОШЛОМ месяце к знакомым приезжали гости из-под Волгограда

Когда собирались домой, купили несколько видов колбасных изделий, чтобы угостить ими земляков. Приглянулась гостям продукция наших мясокомбинатов. Высокие ее вкусовые качества знают во многих регионах России, которая является основным импортером белорусского продовольствия. Из 3,8 миллиарда долларов поставленного на экспорт продовольствия за 8 месяцев на долю восточной соседки приходится 3,1 миллиарда.

Почти в полтора раза в натуральном выражении выросли за это время поставки говядины, сухого обезжиренного молока, еще больше — сухого цельного молока, в три раза — картофеля, а рекорд прироста, как в количественном, так и ценовом выражении, принадлежит шкурам КРС. В целом же рост экспортных поставок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по предприятиям Минсельхозпрода составил почти 21 процент.

Увеличение экспорта продовольствия произошло в результате роста стоимостных объемов поставок молока и сливок сгущенных и сухих на 237,5 миллиона долларов, говядины — на 91,2 миллиона долларов, сыров и творога — на 35 миллионов долларов, а также пахты, йогурта, кефира — на 28,8 миллиона долларов. При этом изменился объем экспорта свинины, казеина и льноволокна, сельскохозяйственной техники. Экспорт товаров промышленного производства, например, по мнению некоторых экспертов, сокращается из-за низкого качества и плохого сервиса. С ростом благосостояния в России, которая остается основным потребителем белорусской техники, низкая цена перестает быть преимуществом.

География экспорта организаций Минсельхозпрода охватывает уже более 50 стран мира против 47 в минувшем году. Крупнейшими импортерами нашего продовольствия являются Казахстан, Украина, Польша, Азербайджан, Литва. Белорусские молочные консервы поставлялись также в США, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам, Грузию. Пробные партии направлены в Кувейт, Иорданию и Монголию, а сухое цельное молоко экспортировалось в Венесуэлу, Сербию. Вкус наших йогуртов, сметаны и кефира знают в Литве, Иордании.

Если судить по объемам поставок продукции, то ситуация с географией экспорта и его концентрация на внутреннем рынке Таможенного союза вполне закономерны и оправданы. Однако это не должно сдерживать присутствия белорусской продукции на рынках третьих стран. При этом такие товары, как казеин, шкуры КРС, масло рапсовое, длинное льноволокно, уже поставляются в страны дальнего зарубежья. Реализация туда молочной продукции, например, составила 4,7 миллиона долларов и увеличилась за восемь месяцев в два раза.

Мы смогли не только улучшить качество продукции, но и увеличить объем ее экспорта, что позволило заметно нарастить приток в страну валюты. По прогнозам специалистов АПК, нынче он составит около шести миллиардов долларов. «И если бы его не было, закрыть эту дыру оказалось бы нечем», — говорил недавно Президент страны. Поэтому прибавлять в работе придется всем, в том числе и производителям продукции. Ставится задача уже в следующем году каждому увеличить экспортную составляющую примерно на 20 процентов. Сельхозпредприятия, например, должны довести товарность молока до 90 процентов, за счет чего можно будет увеличить и количество экспорта молочной продукции.

Минсельхозпрод озабочен также наращиванием поставок мясной продукции с высокой добавленной стоимостью. Комитетам по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов поставлена задача довести удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью в общем экспорте мяса и мясопродуктов в размере 30 процентов.

Что же касается импорта, то по организациям Минсельхозпрода за январь—август он составил более 535 миллионов долларов, или 79 процентов к соответствующему прошлогоднему уровню. В результате внешнеторговое сальдо в отрасли сложилось положительным — 1744 миллиона долларов при задании 1347,5 миллиона и увеличилось на 535 миллионов. Как говорится, все бы так работали — беды бы не знали…

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter