Переработчики молока делают ставку на добавленную стоимость

Добавить сыру плесени и стоимости

Наши переработчики пополнили свои наградные коллекции. Белорусские сыры, творог и йогурты оказались в числе лучших на дегустации в Брюсселе, где свой выбор сделали более 200 знаменитых поваров, включая мишленовских. Золото они присудили нашим продуктам за «исключительный вкус». Для справедливости молочку пробовали, не зная производителей и страну происхождения. Кто теперь усомнится в том, что наши сыры имеют право на итальянские корни? Это и есть культура без границ. 


Глубина переработки молочки за последние 5 лет заметно, простите за тавтологию, углубилась вперед. Только за 2018 год из 6,260 миллиона тонн молока выпущено продукции с добавленной стоимостью на 6,7 миллиарда рублей. Прибыль от реализации продукции в молочной промышленности 359,3 миллиона рублей, а рентабельность продаж — 4,8 процента. До конца 2020 года отрасль должна переработать более 8 миллионов тонн молока. И уже сейчас мощности это позволяют сделать. Было бы качественное сырье.

Перспективно и динамично развивается на рынке такой сегмент, как сыроделие. Спрос на него устойчивый, объемы производства увеличиваются. Из полутора тысяч наименований выпущенной за 2018 год продукции около 330 — сыры. И здесь новая ниша, которую переработчики начали осваивать, — премиум-класс. Наши заводы наконец-то стали осознавать суровые реалии рынка: за место на полках идет серьезная борьба, и нужно покупателя чем-то удивлять. 

Только в организацию производства «Рокфорти», аналога знаменитого сыра «Рокфор», одно из перерабатывающих предприятий инвестировало около 3 миллионов евро. Деньги немалые, но тем самым мы заместили импорт и остановили отток из страны валюты. Раньше ведь продукта с голубой плесенью завозили около 150 тонн в год. Из этой же серии и активный ребрендинг многих наших производителей, изменения в лучшую сторону в упаковке, нестандартная агрессивная реклама. Она местами так убедительна, что даже у тех, кто молочку не включает в рацион, возникает желание ее купить. 

Активно помогает здесь производству и наука. Один из профильных институтов, например, разработал технологию производства первого белорусского сыра с белой плесенью: пробную партию «Камамбера» выпустил производитель в Витебской области ОАО «Молоко». Никто не говорит, что это было просто. Сыроделам из Лиозно пришлось самим и практически без дополнительной помощи осваивать тонкости производства. Упаковку подбирали, можно сказать, наугад. Опытным путем выясняли, как «чувствует» себя сыр в пергаменте.

А когда продукт выпустили, выяснилось, что местные покупатели не готовы к нему. Нужны годы, чтобы приучить к культуре потребления. Сказываются кулинарные традиции и умение распознавать особый тонкий вкус. Для того чтобы распробовать необычный сыр, организуют даже курсы. Но ведь ждать, когда это случится, и для этого производство останавливать или на склад работать, никто не будет. Так и здесь — не было бы счастья, да несчастье помогло обратить самое пристальное внимание на более лояльный российский рынок. В большинстве для его избалованного и богатого на деньги гурмана продукция оказалась востребованной без дополнительного знакомства. Здесь же пользуются спросом вызревшие на наших предприятиях французские или итальянские рикотта, кремчиз, маскарпоне, моцарелла. Так что изрядные вложения в организацию производства премиум-продукта с иностранными корнями себя оправдывают. 

В итоге 94 процента экспортируемого сыра отправляем в Россию и находимся в четверке крупнейших продавцов мира, нас лишь опережает ЕС, Новая Зеландия и США. Да и на внутреннем рынке заметно тесним импорт. Зарубежный производитель представлен незначительно. Только продукция двух знаменитых гигантов уже составляет одну третью от общего вала. И это не считая небольших производств, где стараются равняться на лучших. Расслабляться нельзя. Россия стремится защитить своего производителя, и ее эмбарго на импорт из стран Евросоюза не будет вечным. Достаточно вспомнить ситуацию годичной давности, когда рынок сухого обезжиренного молока оказался перенасыщенным. Молочные комбинаты хоть и не шикуют, но постоянно должны искать средства на модернизацию. Если два-три года этого не делать, можно потерять завоеванные ниши.

kovalev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter