К некоторым итогам открытого диалога по мясному производству на выездной коллегии Минсельхозпрода в Слониме

Добавить стоимости, выйти на новые рынки

Мы уже сообщали, что на выездной коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия рассмотрены итоги работы мясоперерабатывающих организаций за прошлый год, первый квартал текущего, а также задачи на 2021—2025 годы. Объемы поступления сырья на промышленную переработку, собственно производство, насыщение внутреннего рынка, увеличение объемов реализации мяса и мясопродуктов на экспорт — эти и другие темы стали предметом заинтересованного диалога ведущих специалистов отрасли.


Начиная его, заместитель министра Алексей Богданов констатировал, что АПК в полном объеме обеспечивает потребность внутреннего рынка в готовых продуктах переработки мяса за счет собственного производства. В прошлом году сохранена положительная динамика, что позволило удержать лидирующие позиции в мировом рейтинге по производству мяса на душу населения — 137 килограммов на человека, опережая при этом Российскую Федерацию, Украину и Казахстан. 

— Достичь высокого уровня позволил прежде всего мощный производственный потенциал. Благодаря этому по итогам прошлого года удалось нарастить экспорт более чем на 11 процентов, а также в полном объеме обеспечить потребность внутреннего рынка в мясе и его полуфабрикатах, колбасных изделиях и консервах отечественного производства, — отметил Алексей Богданов.

Основа для работы перерабатывающих предприятий, выполнения всех показателей — сырье. За 2020-й реализация скота и птицы в живом весе составила 1759,9 тысячи тонн. Исходя из этих объемов производство мяса — 1285,1 тысячи тонн, в том числе мяса птицы — 539,6; свинины — 402,7; говядины — 340,5 (соответственно 42, 31 и 27 процентов в структуре производства). 

Внешний фактор, то есть экспортное направление, — еще один повод для гордости отечественных мясопереработчиков. Все мы помним трудности прошлого года: закрытые границы, сплошные локдауны, нарушенная вследствие этого система расчетов. Тем не менее колбасных изделий за пределы страны поставлено 33,7 тысячи тонн, изделий из мяса — 23,4. Темп роста к уровню прошлого года — 124,4 и 116,4 процента соответственно. Самые экспортно ориентированные позиции — говядина и мясо птицы: 45 и 36 процентов каждая. Доля экспортных поставок по году — 32 процента от производства мяса и мясных продуктов в стоимостном выражении. 

— Поставки шли в 24 страны мира, в том числе в шесть новых: Экваториальную Гвинею, Сингапур, Малайзию, Афганистан, Ливан, Саудовскую Аравию. Наиболее объемные — на рынки стран ЕАЭС, — сказал Алексей Богданов, при этом подчеркнул: — Основной объем экспорта в данном направлении приходится на Российскую Федерацию, однако надо отметить, что ее доля за последние пять лет снизилась на 30 процентов. Это зримый итог выполнения поручения Президента по диверсификации рынков сбыта. В результате продажи в страны дальнего зарубежья сложились в сумме 115,9 миллиона долларов США и увеличились на 89 процентов к уровню 2019-го.


Один из интереснейших аспектов в этой работе — сертификация продукции по религиозным нормам. Так, за последние пять лет соответствие требованиям «Халяль» по говядине имеют 15 мясокомбинатов и 7 птицефабрик, в том числе 6 — для поставок на рынок ОАЭ, чей сертификат признается в большинстве стран мусульманского мира. Здесь, говорят специалисты, важны два момента. Первый: сертификат соответствия — это уже признание высочайшего качества нашей продукции. Второй: выход на практически необъятный рынок мусульманских стран. 

О чем все вышесказанное? О том, что база для безусловного исполнения Стратегии развития видов экономической деятельности «Сельское хозяйство» и «Производство продуктов питания» на 2021—2025 годы и до 2030-го есть. Если говорить об отрасли, то объем производства мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо в 2025 году прогнозируется на уровне 1425,2 тысячи тонн, или 110,9 процента к уровню 2020-го.

Определены приоритетные направления этой работы. Один из главных — обеспечение сырьем перерабатывающих предприятий и загрузка их производственных мощностей. Резервов, на чем особо заострил внимание начальник главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Александр Щербенок, немало. 

Убедительный тому пример — работа ОАО «Управляющая компания холдинга «Гродномясомолпром». Неслучайно коллегия прошла на базе ОАО «Слонимский мясокомбинат», одного из лучших его структурных подразделений. Генеральный директор холдинга Сергей Древич по просьбе корреспондента «СГ» привел несколько красноречивых цифр: 

— В первом квартале мы дали 116,3 процента роста производства, экспорт в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 141 процент. Выход товарной продукции из тонны переработанного сырья — 6,163 тысячи рублей, темп роста — 116,5 процента, рентабельность продаж — 8,1 процента, среднемесячная зарплата — 1235,7 рубля.

Вывод из сказанного: ко всему прочему, техническому перевооружению, глубокой переработке и т.д., здесь просто есть сырье: загрузка мощностей самая высокая в стране — 84 процента.

— Очень серьезно относимся к формированию собственной сырьевой базы. Сегодня каждый наш мясокомбинат имеет предприятие, которое и будет обеспечивать его сырьем, мы серьезно вкладываемся в их переоснащение, — продолжает Сергей Древич. 

— Услуги по заготовке кормов, покупка шротов, концентратов, приобретение скота на доращивании, включая совместную отработку кормления, организация откормочных площадок и, наконец, присоединение сельхоз­организаций к мясоперерабатывающим организациям, — расшифровал основные аспекты этой работы Александр Щедренок и особо отметил: — Поддержка государства по данным направлениям исчисляется многими миллионами рублей.


Круг затронутых на коллегии проблем был широк, разговор получился содержательным и для специалистов полезным. И главное, как подчеркнул Алексей Богданов, выработана дорожная карта дальнейшего развития отрасли:

— Наряду со всем уже сказанным это глубокая и эффективная переработка мясного сырья, повышение выхода товарной продукции с одной его тонны, обеспечение загрузки перерабатывающих предприятий, работа по снижению себестоимости и, конечно же, жесткий контроль качества на всех этапах производства. Это позволит иметь хорошую экономику, обеспечить внутренний рынок мясом и мясной продукцией в полном объеме, а на внешние рынки выходить с продукцией с высокой добавленной стоимостью.

kuchko@sb.by

Инфографика Кристины Почебут-Новохрост.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter