История музыкального воспитания исчисляется тысячелетиями. Не буду развивать эту всем известную истину о социальных функциях музыкального искусства, его значении в жизни людей и общества в целом. Не случайно ведь институты воспитания музыкой занимают ведущие позиции в педагогических системах всех стран мира, являются их непреложной данностью... Музыка в одинаковой степени востребована любым человеком, в этом–то и демократичность данного вида искусства. А в установлении баланса между эмоциональным и рациональным — главное социальное значение музыкального воспитания. И за годы обучения в школе надо успеть наполнить сознание учащихся облагораживающими энергиями музыки, не сокращать, а максимально пролонгировать общение с ней, о чем, по–видимому, забыли реформаторы, сокращая учебный предмет «Музыка».
В наиболее критический период духовного развития человека, поисков личностных смыслов подростки оказались вне разъяснения и анализа современных музыкальных явлений. Ни в одной из стран СНГ не было допущено сокращение уроков музыки, они ведутся до 8–го класса. В то время как знакомство с мировой художественной культурой начинается в старшем школьном возрасте, что вполне естественно и логично: для этого требуется мировоззренческая зрелость учащихся, здесь нельзя ограничиваться пропедевтикой, усвоением понятий, дат и фамилий художников. Не учитывать это равносильно тому, чтобы знакомить младших школьников с творчеством Достоевского или Олби. Всему свое время.
Сокращение уроков музыки привело к оттоку из школы квалифицированных преподавателей, опытных учителей, расформированию кабинетов музыки, создаваемых годами. Сейчас можно наблюдать картину, напоминающую 1950 — 1960–е, когда учитель с аккордеоном или баяном в одной руке, магнитофоном и нотами в другой перемещается по школе из одного класса в другой. Уже поэтому перспектива овладеть такой профессией не привлекает молодежь...
Валентин РЕВА, кандидат педагогических наук.
Идите в баню
Надеюсь через газету получить ответы на простые вопросы, связанные с «антибанной политикой» наших жилищно–коммунальных служб. Эта проблема не раз обсуждалась в СМИ, однако на практике никаких попыток решения вопроса не было.
В былые времена билет в баню стоил примерно столько, сколько килограмм хлеба. И всем памятны очереди за здоровьем в парилку и в городах, и в деревнях. Сегодня цена билета — 6 руб. и более. Вряд ли это соответствует расходам на одного человека.
В своей местности я опросил людей, которые перестали ходить в баню из–за высокой цены. По приблизительным подсчетам, количество людей в банные дни уменьшилось в 7 — 8 раз, все единодушно заявляют, что если бы билет стоил в 2 — 3 раза меньше, то за счет количества посетителей доход бань вырос бы в разы. Спрашивается, кому это нужно: ущерб и государству (из–за малого количества посетителей выручка в банях уменьшилась) и, главное, здоровью людей («баня парит, баня правит», говорит народная мудрость). В итоге наблюдаем сейчас рост простудных заболеваний, многие дети и подростки вообще не знают, что такое парилка, поскольку визит один раз в баню родителей с детьми обходится семейному бюджету в 24 — 30 рублей. А если пользоваться этим «очагом здоровья» 4 раза в месяц, как было до скачка цен?..
Этот вопрос надо решать обязательно и в интересах человека, и в интересах государства.
Приведенная информация получена из бесед с людьми, посещающими бани в д. Одельск Гродненского района и д. Березинское Молодечненского района.
Казимир КАЗАКЕВИЧ.
Молодечненский район.
Советская Белоруссия № 31 (25166). Среда, 15 февраля 2017