«До сих пор вижу слезы в глазах птицы…»

Министр  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды  Леонтий  Хоружик   убежден:  будет  здорова  окружающая  среда  —  будет  здоров  и  человек 

Министр  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды  Леонтий  Хоружик   убежден:  будет  здорова  окружающая  среда    будет  здоров  и  человек  

Человеческое здоровье не отделимо от экологического. Мы не можем жить в вакууме: обходиться без воды, воздуха, не зависеть от других благ, которые дает нам земля. Каково же экологическое здоровье Беларуси? Об этом журналист «Р» беседует с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Леонтием Хоружиком

— Леонтий Иванович, как известно, Беларусь обладает серьезным запасом водных ресурсов. Насколько рачительно мы их используем в сравнении с другими странами? 

— Согласно данным справочника Постоянного комитета Союзного государства, за минувший год забор воды из природных источников, а это один из показателей бережного использования природных ресурсов, составил в Беларуси на душу населения 172 кубических метра. Скажем, в России этот показатель достигает 557 кубометров. Согласитесь, серьезная разница. Еще один важный показатель — сброс загрязненных сточных вод – за этот же период не превысил одного кубического метра. В России — 123 кубометра. 

— В чем секрет Беларуси? 

— В бережном обращении с природными ресурсами. И приведенные примеры это подтверждают. Об этом же свидетельствуют данные о выбросах загрязняющих веществ на душу населения от стационарных источников. В Беларуси они составляют около 40 кг в год (2006 год), в России – 145. 

Если говорить подробнее о тех вредных веществах, которые через дыхательные пути попадают в организм человека, вызывая негативную реакцию, их в Беларуси на душу населения приходится 5 кг (в России в 4 раза больше). Содержание в воздухе оксида серы, который, соединяясь с воздухом, образует серную кислоту, у нас составляет 9, в России – 34 кг. 

— Насколько мне известно, есть положительный результат работы и по передвижным источникам. Количество автомобилей растет, в то же время число вредных выбросов в атмосферу не увеличивается. Как это возможно? 

— Снизилось количество автомобилей, эксплуатируемых с нарушением норм: на предприятиях — с 7 до 5 %, на трассе — с 14 до 11 %. Такие показатели обусловлены не только ежегодным обновлением автомобильного парка на 7—9 %, но и ужесточением государственного контроля.. К административной ответственности привлечено 27,5 тысячи водителей-правонарушителей, это 45 % от общего числа оштрафованных за нарушения природоохранного законодательства. 

В целом в 2007 году выполнено более 400 мероприятий по снижению отрицательного воздействия на атмосферный воздух, что позволило сократить выброс загрязняющих веществ на 17,2 тыс. тонн. 

Данные мониторинга за прошлый год показали, что в большинстве городов республики сохранилась тенденция снижения содержания загрязняющих веществ в воздухе. И даже в Минске их среднегодовые концентрации были ниже, чем в крупных городах СНГ и Западной Европы. 

Превышения среднесуточной ПДК по таким веществам, как  диоксид азота и мелкодисперсные частицы, фиксировались только в 4 городах — Полоцке, Новополоцке, Могилеве и Светлогорске. К тому же эти показатели фиксировались крайне редко (5 % от всего времени наблюдений), что в 2 раза ниже норм, принятых в странах ЕС. 

Но мы еще в начале пути. В планах на этот год — значительная нормотворческая работа. В частности, по пересмотру действующих стандартов, определяющих требования к контролю за выбросами и дымностью отработанных газов. Предстоит большая работа по перерегистрации всего газоочистного оборудования — в первую очередь с целью выявления неэффективно работающего и неэксплуатируемого. 

— На последней конференции министров «Окружающая среда для Европы», которая прошла в Белграде, Беларусь получила высокую оценку. Но это не означает, что экологических проблем у нас нет вообще. Что для Беларуси, на ваш взгляд, сегодня особенно актуально и как это сказывается на состоянии здоровья белорусов? 

— Отходы – одна из серьезных проблем окружающей среды, а значит, и человека. Любой из нас, независимо от возраста, в среднем образует за год 400 (!) килограммов отходов. В основном это остатки современной упаковки, фасовки товаров. Если 20 лет назад самым распространенным материалом для этих целей была серая бумага или газета, которые можно было сжечь, сегодня не все так просто. Сегодня это пластик, который не сожжешь и в землю не закопаешь. Более того, этого делать нельзя, поскольку, скажем, при сжигании пластика выделяются стойкие органические загрязнители, опасные для здоровья человека! 

Так что остается два варианта: либо захоронить, либо переработать. Конечно, в случае с повторной переработкой (с ПЭТ-бутылкой это можно делать до 9 раз) потребительские характеристики материала ухудшаются. Но все же это позволяет не только отсрочить процедуру захоронения, но и сэкономить природные ресурсы. Для получения, скажем, одной тонны ПЭТ-бутылки необходимо 273 тонны нефти и 95 метров кубических природного газа. 

— Мне кажется, наши граждане еще не до конца осознали важность раздельного сбора вторсырья и пока не готовы помочь в этой работе экологам, службам ЖКХ… 

— Я бы не согласился. Когда нам было дано поручение Совета Министров организовать сбор полимерных отходов и мы начали устанавливать контейнеры у многоэтажек с мусоропроводами, у меня были сомнения, как и у вас. Какой смысл людям выходить на улицу? Ничего подобного! Буквально через сутки контейнеры заполнились. Наши предприятия не были готовы с такой скоростью эти контейнеры опорожнять. То есть желание помочь у людей есть. Другое дело, что у нас нет пока возможности поставить такие контейнеры у каждого подъезда и наладить их своевременный вывоз. 

Яркий пример, где раздельный сбор удался, — это Солигорск. Там организована самая четкая система сбора вторсырья в республике, и она рентабельна! Сейчас министерство сопровождает ряд аналогичных проектов. В частности, в Бобруйске, где с помощью английского инвестора мы будем создавать сеть по раздельному сбору вторичных ресурсов. То же мы планируем сделать в Жодино, Борисове. Впоследствии между двумя последними городами появится завод, который будет отсортировывать или доводить вторсырье до необходимой для переработки кондиции. Все это берет на себя инвестор. Это еще раз подтверждает: то, что вторпереработка – занятие невыгодное, не более чем миф. 

— А как решается проблема с несанкционированными свалками, которые наносят вред лесам, а значит, и человеку? 

— Мы поняли: бороться с ними — все равно что с ветряными мельницами. Нужно искать причину. И мы ее нашли: людям просто некуда было размещать отходы. Выход — создать санкционированные места для складирования последних. Так появилась оптимальная сеть мини-полигонов. Их сегодня около 5 тысяч. Все они – в зоне пешей доступности. Вынес в положенное место – и совесть чиста. 

— Это означает, что уровень экокультуры в Беларуси вырос? 

— Сорят там, где грязно. Там, где чисто, психологически мусорить неудобно. С другой стороны, пока без штрафов нельзя. Мы в прошлом году 69 тысяч раз применяли административные меры воздействия на нарушителей природоохранного законодательства. Эти цифры — повод не для хвастовства, а скорее для анализа причин. 

Тем не менее нужно понимать, что в вопросе охраны природы мелочей не бывает. Помните ситуацию, когда в Италии жгли свалки? В результате палов образовались диоксины и фураны, которые ветер унес на тысячи километров. Они осели на траву, а ее съели коровы. В итоге вышел скандал с сыром, в котором были обнаружены вредные вещества. Так что нужно помнить: в природе все взаимосвязано, и всего один неверный шаг может повлечь за собой серьезные последствия. 

Впрочем, и разъяснительная работа – 60 процентов успеха. Минприроды создало уже более 50 роликов на природоохранную тематику. 

— Леонтий Иванович, не могу не поинтересоваться, какой план работы министерство наметило в рамках Года здоровья? Какие спортивные и оздоровительные мероприятия за­планированы? 

— План подготовлен достаточно объемный. В него входят мероприятия и по формированию здорового образа жизни, охране труда и здоровья, и по улучшению экологического состояния, и спортивно-оздоровительные мероприятия. 

Кстати, наше ведомство достаточно спортивное. Только в прошлом году на круглогодичной спартакиаде работников госорганов мы завоевали шесть дипломов и кубков. В этом году планируем провести спартакиаду работников геологической службы, республиканскую спартакиаду работников Минприроды, отраслевой смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и т.д. 

Будет оказываться содействие в организации коллективных поездок выходного дня, приобретении абонементов для посещения плавательных бассейнов и тренажерных залов. В подразделениях и подчиненных организациях оборудуются комнаты или площадки для отдыха, занятий спортом, приобретается необходимый инвентарь. 

— Леонтий Иванович, а каковы ваши спортивные пристрастия? Как предпочитаете проводить свободное время? 

— Много лет я патронирую Белорусскую федерацию карате. Помогаю, чем могу, и с удовольствием бываю на выступлениях воспитанников этой организации. 

Что касается меня самого, очень люблю лес и тихую охоту — ходить по грибы. А вот настоящая охота… Во-первых, по должности не положено, во-вторых – по соображениям морали. Первый и последний раз лет 20 назад взял в руки ружье и подстрелил селезня. Когда поднял, увидел в глазах птицы слезы. До сих пор вижу эту картину… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter