80 лет газете «Знамя юности»: нырнуть в прорубь, стать стюардессой, отправиться на поиски клада Наполеона – чего только не сделают ее журналисты, чтобы быть на одной волне с читателями

До шестнадцати и старше

Наверное, так и должно быть: молодежной газетой руководит молодой человек. С горящими глазами, пытливым умом и жаждой творить. Николай Мачекин, главный редактор «Знамени юности», такой и есть. Да, газета ему досталась с давними традициями и недетским возрастом, но мобильному и активному коллективу по-прежнему удается делать ее интересной и современной. Накануне 80-летия издания мы заглянули в кабинет его редактора.

Николай МАЧЕКИН
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ
— Николай, в советские годы газета «Знамя юности» была очень популярным и авторитетным изданием среди молодежи — ее читали запоем. Сейчас время другое: те, кому шестнадцать и старше, чаще всего игнорируют печатные СМИ, черпая информацию из интернета…

— Это не совсем так. Об этом говорит и наш тираж, который приближается к сорока тысячам экземпляров. Абсолютно согласен с фразой: слухи о «смерти» печатной прессы сильно преувеличены. Сами были очень удивлены, но за прошлый год прибавили около семнадцати тысяч экземпляров. Конечно, мы присутствуем в интернете, развиваемся в соцсетях. К слову, одна из групп в прошлом году выросла на пять тысяч подписчиков. Но, судя по письмам в редакцию (приходят до сих пор и бумажные), телефонным звонкам, обратной связи в соцсетях, понимаем, что нас читают. Стараемся, чтобы в «Знаменке» каждый нашел для себя что-то интересное. Во все времена главным показателем востребованности газеты был тираж: если он растет, значит, читают.

— Интересно, а портрет вашего читателя каков?

— Это и студенты, и работающая молодежь. Школьники в меньшей степени: они предпочитают газеты для своего возраста. Разве что старшеклассники, которые находятся в поисках будущей профессии, и мы им в этом помогаем.

— Ты сказал, что у вас хорошо налажена обратная связь. С какими вопросами звонят, пишут? Ругают или хвалят?

— Чаще всего это отклики на материалы. Но бывает, просят помочь в проблемной ситуации. Недавно у нас вышла статья о молодой маме, у которой забрали ребенка. Она позвонила нам со своей бедой, и журналист выехал на место, чтобы во всем разобраться.

Иногда пишут и звонят с пожеланиями. Например, предложили пересмотреть последнюю полосу: печатать не только сканворды, но и другие головоломки.

— И вы тут же переделали последнюю полосу?

— Да, мы реагируем на обращения наших читателей. Если человек написал письмо или набрал несколько цифр на своем телефоне, значит, ему небезразлична газета. И мы ему за это благодарны. Конечно, вряд ли получится удовлетворить все просьбы, но то, что в наших силах, — обязательно.

Основные читатели «ЗН» — студенты и работающая молодежь

— У газеты давние традиции, но всегда надо быть на одной волне с новым поколением. Как часто вам приходится меняться?

— Кардинальные изменения начались более четырех лет назад со вступлением в состав медиахолдинга «СБ. Беларусь сегодня». За два года до этого я пришел работать в «Знаменку», где, на мой взгляд, не было четкой редакционной политики: мы гнались за читателями разных возрастных категорий, хотели, чтобы нас читали и малыши, и люди старшего возраста. Руководство холдинга настояло на том, чтобы «ЗН» заняла свою нишу — молодежную. И это было верным решением. Газета поменялась резко, что привело к падению тиража. Постепенно стали находить своего читателя, и сегодня наш еженедельник действительно молодежный: темы, дизайн, даже язык изложения, который стал более простой и понятный. Мы всегда подчеркиваем, что разговариваем с молодежью на одном языке. И это не для красного словца. Мы действительно очень отличаемся от других газет.

— Ваша редакция — это…

— Нас немного, двенадцать человек. Конечно, и другие издания медиахолдинга нам помогают. Средний возраст сотрудников — около тридцати лет. В прошлом году к нам распределились два молодых специалиста, а до их прихода я был в редакции самым молодым.

— Тебе еще нет и тридцати, это наверняка помогает налаживать контакт с читателями, жить их интересами.

— Я благодарен газете за то, что мог делать все, что мне нравится. Например,  удалось отправить «Знамя юности» в космос. Я очень этим горжусь. Дело было в 2012-м, когда Олег Новицкий впервые полетел на МКС. Меня заинтересовала эта тема: сперва я сделал материал с его одноклассниками из Червеня, потом дежурил под окнами его матери в надежде, что она даст мне интервью, правда, до стыковки из суеверия она делать этого не стала. Потом познакомился с женой Олега Юлией, у нас завязались теплые отношения. И в какой-то момент я бросил фразу: «Вот бы услышать пару слов из космоса». Оказалось, это возможно. Юлия взяла мой номер телефона и сказала ждать звонка. Я два часа не выпускал телефон из рук, боялся пропустить звонок. Сперва были помехи в связи, а когда мы разговорились, появилось ощущение, что собеседник находится в соседнем кабинете. Олег Викторович оказался очень приятным и контактным. После этого у меня возникла новая идея: почему бы не доставить на орбиту экземпляр нашей газеты? Как известно, периодически на МКС доставляют личные вещи, продукты и многое другое для космонавтов. Юля снова согласилась нам помочь. Мы очень переживали, что из-за типографской краски газета не пройдет экспертизу. Но у нас все получилось. Фотография, где Олег Викторович на борту корабля держит в руках нашу газету, — моя гордость, она и сейчас висит на самом видном месте в кабинете. После того как Новицкий вернулся на Землю, мы организовали конкурс «Напиши письмо космонавту», и он лично приехал награждать победителей. Позже Юлия написала книгу «Дневник жены космонавта», позвонила мне и сказала, чтобы я купил ее, мол, мне будет интересно. Каково же было мое удивление, когда я увидел там свое интервью! 

К чему я это все рассказываю? Мы не ставим себе никаких рамок. Молодежь активна, постоянно находится в поиске. Такими же стремимся быть и мы — откликаться на все важные события. Где только нашим журналистам не пришлось побывать, чтобы сделать интересные репортажи! Например, Виктория Крупенькова ныряла в прорубь, хотя очень боится холодной воды. Мария Зубкова не любит летать, но на один день стала стюардессой. Интересно, что, прилетев в Москву, они с фотографом на этом же самолете должны были вскоре возвращаться в Минск, но потерялись в аэропорту. Получилось вот такое экстремальное путешествие.  

Также мы участвовали в поисках клада Наполеона — это тоже один из наших масштабных проектов. Кстати, если говорить о проектах, то, пожалуй, один из самых ярких — «Сверстник». Клуб начинающих журналистов работал еще в советские годы, и четыре года назад он возродился. Если поначалу к нам приезжали только ребята из Минска, то сегодня собираются из самых разных городов. Интересно, что в прошлом году на факультет журналистики поступили почти все ребята, которые занимались у нас на мастер-классах. В начале мая на выставке СМИ мы проведем очередной выпускной «Сверстника». Приглашаю туда тех, кто не только мечтает о профессии журналиста, но ищет себе настоящего друга: наша газета обязательно станет для вас таковым.

Кстати

В юбилейном выпуске «Знаменки» за 5 апреля можно увидеть, как выглядела обложка первого номера газеты «Сталинская молодежь» (так издание называлось до 1956 года). Она вышла 10 апреля 1938-го, стоила десять копеек. Почему это случилось в воскресенье и зачем вместо твердого знака использовали апостроф? Об этом и многом другом рассказывает историк, профессор БГУ Олег Слука.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter