В настоящее время в Беларуси в учтенных захоронениях покоятся останки более 2 071 740 человек, из них известных около 539 580

До последнего солдата

Каждый год возвращаются к нам защитники родной земли

Фото  БЕЛТА
Эхо Великой Отечественной на белорусской земле будет отчетливо слышно еще не один десяток лет. В лесах и полях, на окраинах деревушек и шумных городов остается немало неучтенных воинских захоронений, а в них — те самые «неизвестные» бойцы и командиры. Почему их важно перезахоронить с почестями? Как попасть в поисковый отряд? Каковы шансы, что спустя 76 лет после окончания войны найдется могила пропавшего без вести на фронте родственника? Об этом беседа с начальником Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил полковником Сергеем Вороновичем. 

Армия безвестных становится меньше

— С чего начинается поисковая экспедиция? 

— В основе каждого выхода в поля лежит информация. Раньше в основном направление для поисковых работ задавали очевидцы военных событий. К сожалению, таких людей становится все меньше. Но нередко дедушки и бабушки рассказывали детям и внукам об увиденном и услышанном в период войны, о местах, где были захоронены красноармейцы или расстрелянные оккупантами мирные жители. Такие люди обращаются в военные комиссариаты или райисполкомы и заполняют так называемые информационные листы с указанием всех имеющихся сведений. Если они подтверждаются, с ними начинают работать специалисты 52-го отдельного специализированного поискового батальона — сверяют с другими доступными источниками, систематизируют. Лишь после этого составляют проект плана работы на месте в поисковый период (с апреля по октябрь) и получают разрешение на раскопки от местных властей. Сходу в лес с лопатами никто, конечно, не идет. 

— За последние 25 лет на территории Беларуси было отработано около 2,5 тысячи таких объектов. Сколько еще неучтенных воинских захоронений может находиться на нашей земле?

— Если быть точнее, за четверть века специализированные подразделения провели работы в более чем 2570 предполагаемых местах неучтенных захоронений бойцов и жертв войн разного периода возникновения. Надо отметить, что только на 1660 из них были обнаружены и извлечены останки погибших. 

Что касается неучтенных захоронений, которые еще могут находиться в Беларуси, точную цифру не назовет никто. Если о полковых, дивизионных или госпитальных кладбищах прошедшей войны можно еще найти какую-либо архивную информацию, то о тех, кто до сих пор лежит в воронках, ячейках, траншеях, в лесах и болотах, сведений нет. Поэтому корректнее говорить об общей цифре погибших на территории страны. По разным источникам, в годы Великой Отечественной войны на белорусских землях погибло 3—3,3 миллиона человек. В настоящее время в учтенных захоронениях покоятся останки более 2 071 740 человек, из них известных около 539 580. Выводы делайте сами. 

— Если заглянуть в статистику, то в последние годы значительно возросло количество найденных боеприпасов и оружия. С чем это связано? 

— С непосредственными местами проведения работ. Если мы берем объекты с захоронениями 1941 года, то наши войска отступали довольно быстро и не оставляли после себя взрывоопасных предметов. Совершенно иная картина с территориями, где линия соприкосновения была практически неизменной на протяжении 9 месяцев в 1943—1944 годах, после которых осталось гораздо больше опасных артефактов. В целом с 1995 года на белорусских территориях было найдено свыше 10 тысяч взрывоопасных предметов, из них более 1150 — в 2020-м. 

А только за апрель — май этого года нашли и обезвредили около 730. 

Докопаться до истины

— Где 52-й специализированный поисковый батальон работает в этом году?

— По плану этого сезона у нас 147 объектов в 48 районах страны, а также работы в черте Гродно и Минска. На данный момент наши ребята уже завершили раскопки в более чем 25 местах. Итог — извлечены останки более 660 военнослужащих РККА. При этом обнаружены четыре награды и 10 медальонов, но данные удалось установить всего о семи погибших. 

Прямо сейчас в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны, батальон с участием Следственного комитета ведет работы в урочище Ивановщина Логой­ского района. Там уже обнаружены и извлечены останки более 470 расстрелянных мирных жителей. При них очки, женские гребешки, фрагменты обуви — всего 2700 личных вещей, а неподалеку гильзы производства Германии. 

Кроме того, на днях наши военнослужащие отправились на поиск и извлечение останков летчиков сбитого в годы войны самолета в Жлобинском районе. Американский бомбардировщик, который поставлялся в СССР по ленд-лизу, обнаружили члены поискового отряда «Днепровский рубеж» и поисковой группы «Звязда». Идут совместные работы.

В рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны, 52-й специализированный поисковый батальон с участием Следственного комитета ведет работы в урочище Ивановщина Логойского района. Там уже обнаружены и извлечены останки более 470 расстрелянных мирных жителей.

— Как в целом выстраивается работа с общественными объединениями? 

— В соответствии с законодательством, полевые поисковые работы могут проводить только военнослужащие 52-го батальона. Проще говоря, без них на неучтенных воинских захоронениях даже лопату в землю посторонние люди воткнуть не могут. Эта осторожность вполне объяснима. Увы, имеет место такое неприятное явление, как «чернокопательство». Хотя за самовольное вскрытие воинских захоронений и захоронений жертв вой­ны предусмотрена административная и уголовная ответственность. Кроме того, работы могут быть довольно опасными, и речь не только об обнаружении боеприпасов. Так, все наши бойцы привиты от сибирской язвы, поскольку во время войны оккупанты ставили жестокие эксперименты на местных жителях, заражая их инфекционными заболеваниями. Инфекция дремлет в земле и спустя сотни лет.

Но это не значит, что поисковики из числа гражданских не привлекаются к работам. Наоборот, сотрудничество с ними с каждым годом становится только крепче, вклад добровольцев огромен. В последнее время активную деятельность по поиску неучтенных захоронений ведут клубы из Могилева, Новополоцка, Гомеля, Минска, Рогачева и Жлобина. Более того, в рамках военно-патриотических акций на белорусскую землю приезжают поисковые организации из России — Арзамаса, Пензенской  и Московской областей, Татарстана. 

Шанс есть всегда

— Обнаружение останков не конечная точка. Что происходит после раскопок на местности?

— Идеальный сценарий в нашем деле — установление личностей тех, кого поднимаем из неучтенных захоронений. На гранитной плите вместо бесконечных строчек «неизвестный» должны быть имена. Ведь бойцы уходили защищать Родину, оставляя позади дом, семью, друзей — целую жизнь. Но на практике удается установить личности в среднем лишь у 9 % от общего числа найденных. Причем делаем это разными способами. Самый простой — по медальонам, наградам, документам или подписанным личным вещам (например, котелкам и ложкам). Долгая и кропотливая работа по установлению имен ведется в архивах. Скажем, один-единственный медальон в братской могиле может подсказать имена десятков остальных бойцов, похороненных в этом месте. Три года назад у деревни Маньковичи на Поставщине были извлечены 100 солдат Русской императорской армии. При них всего две гильзы с бумажными записками, на которых карандашом были указаны имена рядового Зайцева и старшего унтер-офицера Большакова. Оттолкнувшись от этих сведений, после работы в архивах удалось установить информацию о еще 34 солдатах из захоронения. Для нас важно каждое возвращенное имя. Не говоря уже о потомках погибших, которые спустя такое количество времени после окончания войн узнают о судьбах своих предков-героев.


ДОСЬЕ «НГ» 

Поисковое движение зародилось в 1960—1970-е годы в Советском Союзе, когда учителя истории с юными энтузиастами, студенты, просто заинтересованные взрослые начали ходить по местам боевой славы. К 1980-м движение стало носить более системный характер. 

В Беларуси в 1992 году при Совете Министров было создано управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн. В 1994-м оно перешло в подчинение Министерству обороны, и в 1995-м при нем был сформирован 52-й отдельный специализированный поисковый батальон. 

kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter