Парад суверенитетов: что заставляет возвращаться к переговорам 24-летней давности ?

До основанья. А зачем?

Парад суверенитетов: что заставляет возвращаться к переговорам 24-летней давности?
При въезде в Беловежскую Пущу справа от дороги, недалеко от деревни Каменюки, памятник. Всегда останавливаюсь… На постаменте — воин, лежащий за пулеметом. У подножия — настоящий «максим». В июне 1941 года здесь приняли неравный бой против роты гитлеровцев трое советских солдат. Они сражались за Советский Союз столь упорно и мужественно, что даже  фашисты, отдавая дань солдатскому подвигу, похоронили их со всеми воинскими почестями. Через 50 лет, 8 декабря 1991 года, здесь тоже оказались три бойца уже  политического фронта: доктор технических наук Станислав Шушкевич, кандидат экономических наук Леонид Кравчук и инженер-строитель Борис Ельцин. 

Лидеры трех славянских республик подписались под документом, в котором было сказано: «Союз ССР как субъект международного политического права и геополитическая реальность прекратил свое существование». Этим документом была поставлена точка в существовании великой державы.

А вот им памятника не поставят — капитуляция свершилась слишком больно по отношению к миллионам соотечественников, подло — по отношению к истории, воровски — по отношению к желанию людей. Для этой троицы основной враг засел в Кремле. Когда стало ясно, что Горбачев еще и не умеет держать штурвал корабля в бушующем море проблем, авторитет президента СССР пал до такой степени, что его просто-напросто решили убрать с капитанского мостика.

Мартовский референдум 1991 года говорил о желании советских граждан жить одной семьей. По признанию самих «заговорщиков», они думали, что после подписания документа все останется по-прежнему. Только без властных функций Горбачева. Но так часто бывает: делают одно, получается другое. Противостояние между Ельциным и Горбачевым, экономический, а главное, идеологический кризис.

Положение уже тогда было катастрофическим, экономика в плачевном состоянии. А еще тотальный дефицит... По специальной книжке отпускалась мебель и другие промышленные товары. Очереди даже за хлебом, не говоря уже о колбасе и мясе. В свободной продаже в продуктовых магазинах ничего не было, кроме трехлитровых банок березового сока, огурцов, а еще — томатная паста в больших жестяных банках. Из нее многие гнали самогон. Получалась редкостная гадость, от которой поутру было жуткое похмелье. Но за неимением гербовой, как говорится, пишут на простой.

Такое положение было и в Беларуси, республике, которая кормила, можно сказать, весь Союз. Так, в 1990—1991 годах у нас в расчете на душу населения производилось мяса и молока больше, чем в Германии, Франции, Великобритании, а зерна — на треть больше, чем в среднем в странах Евросоюза. В тот период республика поставляла  до миллиона тонн картофеля, 200 тысяч тонн мясных и более двух миллионов тонн молочных продуктов. Один работник сельского хозяйства обеспечивал продуктами питания около 30 человек, они отправлялись в союзный фонд.

О переговорах 24-летней давности и сегодня известно не так много. Что, собственно, и заставляет снова и снова возвращаться к этой теме. В декабре 1991 года с карты мира исчезла страна, занимавшая шестую часть суши, начинался парад суверенитетов. Мифология Беловежских соглашений год от года пополняется новыми деталями. По воспоминаниям свидетелей, в лесу стояла дополнительная охрана. Дескать, прошла информация, что Горбачевым в Вискули выслана на вертолетах группа «Альфа». Сейчас уже и не понять, где правда, а где — миф. 

Но правда то, что первым о развале Союза узнал президент США, а не руководитель СССР. Хотя Горбачеву звонили все-таки первому. Проще оказалось дозвониться Джоржу Бушу-старшему. Он первым из мировых лидеров узнал новость. Вновь вопрос, на который нет ответа.

В Беловежской Пуще запрещено сажать деревья — по жестким условиям ЮНЕСКО для сохранения статуса биосферного заповедника здесь должен расти только естественный лес. И только Ельцин, Кравчук и Шушкевич посеяли семена, в подавляющем большинстве своем давшие всходы раздора. 

Сегодня ясно, больнее всего развал Советского Союза ударил по России. Значительно уменьшились ее черноморское и балтийское побережья. В независимых государствах оказались старейшие нефтяные месторождения Каспия, золотые копи Узбекистана и Казахстана, иссякли винные реки из Молдовы и Грузии. Точнее, новые хозяева получили возможность распоряжаться этими богатствами по собственному усмотрению. А самое главное, за кордоном оказались более 25 миллионов славян, разом лишившихся всех прав. Это по паспорту, а по самосознанию вместе с малороссами и белорусами — вдвое больше. Они стали иностранцами на родной земле.

История, конечно, рассудит, но, уверен, не простит. Тем более главные виновники краха великого государства всегда оставались в стороне, а со временем утвердились почти как герои, борцы. Пусть и неудачники… 

Далеко все же им до простых советских солдат, принявших неравный бой совсем неподалеку от печально известных Вискулей. Радует только, что наша Беларусь, в трудах и муках поднявшаяся из руин великой страны, эту память о воинской славе хранит свято и ни на какие блага не меняет.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter