В Минской области сносят бесхозные постройки и включают угодья в оборот

До основания и ЗАТЕМ…

НА ПРОШЛОЙ неделе в российской Перми обрушилась часть дома 1950 года постройки. В результате ЧП два человека погибли, восемь пострадали. Похожие случаи были и у нас, благо обошлось без жертв. Нетрудно догадаться, что в списке причин под номером один идет ветхость строений. В то время как одни ратуют, мол, пусть стоят эти развалины, кому они мешают, другие приводят весомые аргументы: безопасность, привлекательность и даже материальная выгода. К тому же задачу сноса старых зданий и сооружений Президент поставил перед регионами еще три года назад.

Корреспондент «СГ» узнала, как выполняется поручение Главы государства на Минщине, сколько стоит снести старую ферму или заброшенный дом и как можно в дальнейшем использовать пустующую землю.



НАТУЖНЫЙ рокот бульдозера на производственном участке Раков ООО «Тарасово» Воложинского района слышен издали. На территории молочно-товарной фермы заканчивают снос старого телятника. Реконструкция МТК, где сейчас содержится более тысячи голов скота, началась еще в 2012 году. Часть зданий подремонтировали, а вот то, что использовать нельзя, решили снести. И не просто, а по специальной технологии. Генеральный директор ООО «Тарасово» Руслан Михалевич объясняет тонкости: 

— На этом участке засеять землю не получится, потому решили на месте старого телятника построить новый цех сухостоя и воспроизводства стада. Так мы обеспечим полный цикл в производстве молока и дополнительно увеличим поголовье скота. Чтобы построить новое здание, нужно хорошо подготовить площадку. Решили применить технологию дробления, когда после сноса отходы просеивает специальная машина. Так можно отделить тот же бетон от металла. Ломать — не строить, но и в первом случае нужны деньги — нам понадобилось более 260 миллионов рублей.

Сумма, мягко говоря, немаленькая, но генеральный директор тут же приводит плюсы такого метода утилизации: 

— Преимущество в том, что, помимо отделения разных пород, идет измельчение и дробление бетонных и металлических составляющих. Эти отходы в дальнейшем можно использовать: бетон — на подсыпку дорог, под  закладку  нового фундамента, металл — на утильсбор.

Вот такое безотходное производство, говоря простым языком.


А для сноса старой фермы, что около деревни Доры, оптимальным посчитали применить метод рекультивации. В таком способе директор ООО «Тарасово» также видит плюсы: дешевле по сравнению с дроблением и есть возможность засеять освободившиеся земли. 

— Часть перекрытий, которые были в нормальном состоянии, мы оставили. А отходы — остатки кирпича, фундамент — захоронили в траншею. Дальше завезли плодородный слой почвы. Эту землю будем использовать под кукурузу. Старые же плиты пригодятся для строительства, а также сенажных траншей, — уточняет Руслан Михалевич. 

Теперь перейдем к простой арифметике: хозяйство приросло еще двумя гектарами земли, а это, как понимает каждый аграрий, дополнительные деньги. 

ЗАБОТЯТСЯ о порядке на земле и в Молодечненском районе. В деревне Селевцы, например, сейчас заканчивают разбирать двухэтажный дом. Раньше здесь жили четыре семьи, однако комиссия признала постройку аварийной (как-никак — шестидесятых годов). Снос же обошелся в 50 миллионов рублей. 

Что появится на месте былой «рухляди», пока не определились. Но то, что земля пустовать не будет, директор ОАО «Селевцы» Владимир Карась уверен.


ПРИЗНАТЬ строение ветхим — процедура непростая и длительная. Для начала нужно отыскать собственников дома. На это отводится три года. И даже если таких не находят, не всегда снос — это развязка событий. Возможно и перепрофилирование. Так, например, в Вилейском районе здание бывшего архитектурного комплекса Козел-Поклевских выкупил предприниматель, который планирует переоборудовать его под базу отдыха. 

Но и с теми участками, где дома сохранить не удалось, в районе знают, что делать. «Земли продаются с аукциона для дальнейшего строительства. Таких примеров у нас много — уже выкуплено 15 участков, — уточняет начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Вилейского райисполкома Игорь Шевелев. — Где-то даже вырисовываются проекты готовых построек. Так «заманиваем» и молодежь в деревню. Пример новой застройки — деревня Бубны. На месте снесенных домов здесь скоро вырастут новые. Это значит, что деревня не умрет».

В Селевцах с начала года уже снесли 13 объектов. В севооборот включили дополнительно более 15 гектаров земли.

В первом полугодии в Вилейском районе снесено 38 построек. На это затрачен 81 миллион  рублей. До конца года нужно снести еще 40 объектов сельхозназначения и 30 частных домой.

КОММЕНТАРИИ

Председателя Воложинского райисполкома Владимира НАУМОВИЧА:

— Снос ветхих построек — это не только порядок на земле, но и безопасность. Дети любят играть в заброшенных домах. А вдруг рухнет крыша или стена? Именно поэтому стараемся не только вести учет, но и действовать. В этом году в районе уже снесли 26 аварийных зданий. Понятно, что и сумму потратили немалую. Например, на снос одного двора с домом, хозпостройками, садом, который также нужно выкорчевать, может уйти около 30 миллионов рублей. Но, с другой стороны, десятки гектаров уже включили в севооборот. Так что затраченные деньги со временем, думаю, вернутся к нам с лихвой. 

Председателя Минского областного Совета депутатов Ивана ЛИПНИЦКОГО:

— Совет Министров утвердил план по наведению порядка на земле в каждой области. В нем прописано, какие объекты подлежат сносу. Самый идеальный вариант — это снос здания и переработка составляющих на дробильной установке. Но, во-первых, таких машин в стране только три. Во-вторых, все равно остаются фундаменты, на которые тоже надо тратить деньги. Для области это очень затратно, но снос старых зданий и сооружений, которые несут угрозу жизни и здоровью людей, будет продолжен. 

Заместителя председателя Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрея БАСА:

— В прошлом году на территории Минской области снесено 1026 неиспользуемых сельхозстроений и более 800 пустующих домов, в этом — уже 358 и 200 соответственно. В севооборот за неполные семь месяцев введено 55 гектаров освободившихся земель. При сносе строений стараемся максимально вовлекать в использование стройотходы: дерево, например, используется для отопления. После сноса жилья образуются нарушенные земли — искусственные выемки грунта. На их рекультивацию также идут отходы, которые уже нельзя никуда направить. В последующем наносится грунт, плодородный слой и этот участок можно использовать для сева.

bizyk@sb.by

НА СНИМКАХ: сотрудники Молодечненского ГРОЧС сносят дом в деревне Селевцы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter