Народная газета

До гениальности просто

Таланту легко в учении, но тяжело в жизни

Есть люди, способные “заглянуть за горизонт”, — одаренные самородки, гении. Но они не всегда пользуются всеобщей любовью. Их считают в лучшем случае чудаками. В худшем — сумасшедшими, с которыми лучше не связываться. Почему так происходит и по какой причине нелегко быть гением?

В СССР еще в конце 1920-х годов пытались найти “рецепт гениальности”. Новой эпохе нужны были люди со сверхспособностями. Для этих целей после смерти Ленина в Москве даже был создан специальный Институт мозга, где в “Пантеоне мозга выдающихся людей” собирались образцы. По сей день там хранятся “умы великих”: мозги Сталина, Кирова, Маяковского и многих других. Мозг некоторых покойных нобелевских лауреатов хранят и исследуют в зарубежных медицинских центрах (например, в университете Онтарио). Так чем же отличаются от обычных эти стандартные “почти 1,5 килограмма извилин”? С точки зрения строения, размеров и структурных особенностей — ничем, утверждает заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН, член-корреспондент, доктор медицинских наук, профессор Владимир Кульчицкий: 

— Не существует никаких особых “секретных карманов”, каким-то особым образом видоизмененных отделов мозга, “шишек гениальности” и тому подобных вещей, о чем любят рассуждать люди, далекие от науки. Некоторое время назад такие идеи действительно были популярны, но исследования их не подтвердили.


Тем не менее, поясняет ученый, различия все же существуют. Но обнаружить их можно только на уровне функциональных особенностей. Проще говоря, природа наделила нас всех одним и тем же инструментом, но виртуозно играть на нем умеют единицы: 

— Мозг гения, имея обычное строение, тем не менее отличается гораздо большей активностью работы нейронных сетей и скоростью передачи сигналов между ними. Такой человек способен буквально за секунды проанализировать ситуацию и принять верное решение в критические моменты сложнейших операций. Гениальный ученый может обрабатывать огромное количество информации, вычленять среди множества именно ту, которая нужна, развивать ее и продуцировать новые идеи. То же самое касается полководцев, политиков и людей творческих профессий — при одних и тех же “исходных данных” КПД мозга гения в разы выше.

Часто приходится слышать, что гениальность и сумасшествие — две стороны одной медали. И действительно отмечены факты заболевания некоторых одаренных людей недугами вроде шизофрении или легких форм аутизма. Но они относительно редки. В основной же массе речь идет просто о странностях в поведении. Причина такой “неадекватности” объяснима, говорит Владимир Кульчицкий: 

— Дело в том, что гений (особенно это касается людей, которые достигли определенных высот в своей области) максимально сосредоточен на решении поставленной задачи. Жизнь вне его собственного внутреннего мира и мыслительной деятельности ему не слишком интересна — он отсекает все ненужное, будь то бесполезные разговоры (вот вам и проблемы в общении) или неиспользуемая информация (кажущиеся пробелы в образовании). Вспомним сыщика Шерлока Холмса, который поразил своего друга тем, что забыл (хотя, по его собственным словам, проходил это в школе), действительно ли Земля вращается вокруг Солнца или наоборот. Тем не менее гении далеко не всегда доставляют окружающим беспокойство (не будем забывать, что, как правило, это люди с высшим образованием, интеллигентные и культурные). Обычно странности проявляются во время напряженной работы. Связано это с активизацией так называемого доминантного очага — того отдела мозга, который в этот момент нужен для работы (у музыкантов, математиков, врачей и так далее при этом задействуются разные отделы). В этом случае активность доминантного отдела как бы “гасит” остальные. Внешне это может выражаться, например, в кажущемся отсутствии эмоций — человек как будто смотрит сквозь собеседника или может даже грубо прервать разговор и уйти. Ну и не будем забывать, что существует еще такой момент, как публичность выдающихся людей. Если чудит какой-нибудь незаурядный сантехник Василий Петрович, это обычно мало кого интересует, кроме его домашних, соседей и начальника ЖЭСа, где он работает. А вот нестандартное поведение известного человека уже имеет свойство превращаться в мировую сенсацию.

Натренировать нейронные сети, конечно же, можно. Но в основном такие особенности передаются генетически (иногда, кстати, через много поколений). Так что талантливым надо все же родиться. Тем не менее даже при всех выигрышных исходных данных человек может им не стать, если не повезет. Простейший пример — Томаса Эдисона выгнали из школы якобы по причине тупости. И совершенно очевидно, что мир науки не просто потерял бы, но и никогда не узнал этого гениального человека, если бы не самоотверженность его матери, которая решила обучать сына на дому.

— На самом деле одаренный ребенок сталкивается не с большим или меньшим количеством трудностей в жизни по сравнению с его менее одаренными сверстниками, — считает исполняющая обязанности заведующей кафедрой психологии и управления Минского областного института развития образования психолог Ирина Ботяновская. — Просто они несколько иного рода. К тому же под талантом, гениальностью мы понимаем разный уровень развития способностей. Одаренность в одной сфере не всегда означает наличие способностей в другой. Например, Исаак Ньютон плохо учился в школе, Уолт Дисней был уволен редактором газеты за отсутствие “хороших идей”. Или можно вспомнить так называемый эффект угасания одаренности (способный ребенок вырастает “обычным” взрослым). И, наоборот, ребенок, не подававший надежды, вырастает в одаренного взрослого. 

Талантливые дети любимы учителями, но практически всегда имеют сложные отношения со сверстниками — подвергаются нападкам, насмешкам, а порой и настоящей травле. Почему так происходит?

— Такой ребенок умнее своих одногодок, из-за чего они ему неинтересны, потому что “глупы” (это фраза одного подростка), — поясняет Ирина Ботяновская. — А обществу взрослых, к которому он стремится, неинтересен он сам именно по причине своего юного возраста. Таким образом, маленький человек как будто “зависает” между двумя мирами. Одаренный ребенок эгоцентричен (что не стоит путать с эгоизмом!). “Как он может не понимать такой банальной вещи, как интеграл!” — заявил мне как-то тринадцатилетний мальчик. А неумение общаться в детском и подростковом возрасте, неумение стать на позицию другого человека, посмотреть на мир его глазами зачастую приводит к одиночеству. Так и этот мальчик, с легкостью решающий в 13 лет интегралы, на уроках в первом классе под партой читал газеты. Вы меня спросите: почему под партой? А чтобы учительница не отвлекала своими глупыми вопросами. Сейчас парень оканчивает университет. Но общаться за эти годы, к сожалению, он так и не научился. 

Большую роль в развитии одаренности играют гены. Но нужна и среда, в которой они, как в хорошо удобренной земле, пустят свои всходы. Что стало бы с Моцартом, если бы он, например, родился в семье пастуха, а не в семье музыканта? Также бытует мнение, что сверхспособные дети так или иначе пробьются наверх. Но на самом деле для этого нужен хороший педагог. А что делать с юным гением родителям и как помочь, причем при этом не отбив охоту к учебе?

— Прежде всего развивать уверенность в себе (но не стоит путать ее с самоуверенностью — именно она может привести к возникновению звездной болезни); умение видеть достоинства в себе и других, учить их понимать и уважать доброту, честность, терпение, дружелюбие, учить сопереживать и поддерживать других, — поясняет специалист. — Также важно формировать у детей умение прощать, позволять другим людям иметь свое мнение. Ну и, конечно же, умение ставить и достигать цели, планировать свой жизненный путь. Последнее очень важно. Все дело в том, что проблемой для способного ребенка может стать, как ни парадоксально, выбор вуза и будущей профессии. Ведь в школе ему все так легко дается! Конечно, важно обращать внимание на разностороннее развитие (например, физическое). Ведь мало кто хочет, чтобы его называли “ботаном”! Но нужно помнить, что лучшее — враг хорошего. Очень важно не переусердствовать в стремлении развить все до идеала.

Одаренным людям свойственны неистребимая жажда познания, интеллектуальная любознательность, даже так называемый интеллектуальный голод, который постоянно требует своего удовлетворения, но не сопровождается чувством насыщения. Поэтому педагогам и родителям следует помнить: одаренный ребенок (а значит, и будущий гений) никак не может быть “удобным”.

bebenina@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?