ДНК в сетях Ундины

В Беларуси был зарегистрирован случай «проклятия Ундины»

Практически все болезни человека связаны с мутациями в генах

Каждую неделю в мире открывают в среднем пять новых редких болезней, чаще всего связанных с генетическими мутациями. Сегодня в этом списке числится более 6 тысяч заболеваний, которые встречаются во всех регионах мира. Белорусы здесь не исключение.

До сих пор причины появления редких заболеваний покрыты завесой тайны. Генетики уверяют: восемь из десяти таких болезней переданы по наследству либо появились из-за мутации генов в момент зачатия. И только 20 процентов, считают ученые, имеют инфекционную природу или вызваны сбоем в иммунной системе.

— В Европе к редким относят заболевания, которыми страдает один человек из двух тысяч и реже, — поясняет Константин Моссэ, заведующий лабораторией цитогенетических, молекулярно-генетических и морфологических исследований РНПЦ «Мать и дитя». — Поэтому даже самые распространенные генетические болезни попадают в разряд редких. Многие из них – тяжелые хронические заболевания, сопровождаются признаками, угрожающими жизни. Симптомы одних могут быть очевидны с рождения или проявиться в детстве, другие дают о себе знать только во взрослом возрасте.

Сегодня известны такие генетические болезни, которыми страдают лишь единицы из миллионов: нарушение толщины кожи или костей, некоторые расстройства психики. Есть среди них еще более необычные. Например, синдром преждевременного старения у детей. Причина его — в генетической мутации, из-за которой в клетках накапливается аномальный протеин. Это приводит к деформации ядра клетки и ускоряет ее смерть. Болезнь проявляется карликовостью, облысением, образованием морщин, уплотнением стенок артерий и остеопорозом. Продолжительность жизни детей, страдающих этой редкой болезнью, не превышает 15–17 лет. В Беларуси, к счастью, похожих прецедентов не было. Зато встречались другие.

Четырехлетняя Полина, белорусская девочка из Новополоцка, с момента своего появления на свет озадачила врачей и родителей. В нашей стране, по крайней мере, с тех пор, как начали вести медицинскую статистику, еще не рождались дети с похожим заболеванием. У девочки — «проклятие Ундины». Это неофициальное название синдрома остановки дыхания во сне — идиопатического апноэ. Каждый раз, когда Полина засыпала, она переставала дышать самостоятельно, а потому с младенчества вынуждена была находиться под опекой врачей, которые на время сна подключали ее к аппарату искусственной вентиляции легких. Сегодня она дышит сама: Полине в шведской клинике имплантировали водитель ритма диафрагмы. Иначе – никак, дефектный ген, ответственный за ее болезнь, выключить, к сожалению, невозможно.

— От синдрома «проклятия Ундины» в мире страдают около 400 человек, — говорит Константин Моссэ. – У 90 процентов из них произошла новая мутация. Остальные получили болезнь в наследство от родителей.

Выявление первопричины заболевания, его подтверждение или исключение у конкретного человека – одна из задач генетиков центра. Оборудование позволяет находить любые разновидности мутаций в генах. Основное внимание уделяется наиболее распространенным в Беларуси патологиям, которых около 50. Но и с остальными специалисты готовы работать по мере необходимости.

— Наиболее часто нам приходится выявлять генетические дефекты, которые отвечают за неврологические болезни, обменные заболевания, — говорит Константин Моссэ. – Но не всегда прогноз клиницистов совпадает с реальным положением дел. Например, ни у одного человека с подозрением на атаксию Фридрейха* мы не нашли изменений в генах, которые приводят к развитию этой патологии. Поэтому и роль врача-генетика, который непосредственно осматривает пациента, в диагностике редких болезней очень велика. Ведь искать конкретную неврологическую патологию молекулярными методами среди несколько сотен просто невозможно. Это очень большие затраты времени и средств.

Если человек уже знает, что он носитель дефектного гена, генетики могут дать ответ: есть ли мутация у кого-то из его близких родственников. Такой скрининг провели в семье одного из двух белорусов, у которых установлен один из редких типов дофонезависимой торсионной дистонии**. Оказалось, и дочь, и внук пациента тоже носители дефектного гена, который, скорее всего, через несколько десятков лет даст о себе знать и у них.

Некоторые генетические заболевания одинаково распространены во всех популяциях, другие характерны для определенных регионов и даже стран. Если среди белорусов фенилкетонурия*** встречается у одного человека из шести тысяч, а число пациентов превысило 600, то частота случаев этой болезни в других восточноевропейских государствах почти в два раза ниже. А в Восточной Азии, например, с этим недугом вообще не знакомы.

— Кроме поломки в гене, ответственном за фенилкетонурию, среди белорусов нередко встречается дефект гена, вызывающий муковисцидоз****, — говорит Константин Моссэ. – Каждый 45-й является скрытым носителем мутации, а в базе данных нашего центра уже более 200 пациентов с таким заболеванием. Около сотни белорусов имеют подтвержденный диагноз невральной амиотрофии Шарко-Мари-Тус*****, хотя на самом деле их значительно больше.

При том, что белорусские генетики выявили не одну сотню дефектов в геноме, многие носители редких заболеваний до сих пор остались вне их поля зрения. Почему? Еще не обращались к врачам или просто не осознали генетическую природу болезни. Да и специалистов, определяющих мельчайшие изменения в ДНК у людей с наследственной патологией, в нашей стране можно сосчитать по пальцам: их на всю Беларусь не более 10 человек.

Как показывает практика, для большинства редких заболеваний не существует эффективного лечения. Да, есть препараты, которые улучшают качество и продолжительность жизни. Но самый оптимальный подход – генная терапия – современной медицине пока не доступен. И хотя успешные попытки ее применения уже были, с внедрением в практику пока возникают трудности. Но, по мнению Константина Моссэ, рано или поздно ключ к замку будет подобран. И это даст реальный шанс каждому «редкому» пациенту стать обычным здоровым человеком.

---------------------------------------------

* Наследственное заболевание, связано с дегенерацией проводящих систем спинного мозга и периферических нервных волокон. Начинается в возрасте 8—15 лет с шаткости при ходьбе и частых падений.

** Хроническое прогрессирующее заболевание с непроизвольными сокращениями мышц и изменениями мышечного тонуса, приводящими к появлению патологических поз.

*** Сопровождается накоплением в организме фенилаланина и его токсических продуктов, что приводит к тяжелому поражению центральной нервной системы и нарушению умственного развития.

**** Системное наследственное заболевание, обусловленное генетической мутацией и характеризующееся поражением желез внешней секреции, тяжелыми нарушениями функций органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

***** Наследственное заболевание, основной признак которого атрофия мышц нижних конечностей.

---------------------------------------

Кстати

Одним из самых редких заболеваний можно назвать недавно открытый синдром «холодного пота», от которого страдают всего несколько человек в мире. При этом заболевании потоотделение происходит при низких температурах, а не на жаре, как у большинства людей. Причины этого синдрома пока неизвестны, но могут быть связаны с генетическими нарушениями в развитии суставной ткани.

Еще одно такое заболевание – синдром «Алисы в стране чудес». По-научному оно называется микропсией и заключается в дезориентирующем неврологическом состоянии, при котором нарушается визуальное восприятие окружающего мира: предметы видятся меньшими, чем они есть на самом деле.

---------------------------------------

Это факт

Ежегодно около 8 миллионов младенцев появляются на свет с серьезными генетическими дефектами. Около 3,3 миллиона из них не доживают до 5 лет, а 3,2 миллиона становятся инвалидами.

----------------------------------------

На снимках: лаборант Ольга СКРЯГИНА; Константин МОССЭ: «Спустя несколько часов гены раскроют свои дефекты».

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter