День народного единства и единый день голосования – вам не кажется, что язык сам подсказывает схожесть, сцепленность, взаимопереплетение этих дней?
Достаточно скоро (на самом деле оглянуться не успеем!) Беларусь будет выбирать депутатов местных советов и формировать Парламент. Впервые в нашей стране 25 февраля 2024 года пройдет единый день голосования.
И с того момента, кстати, начнется отсчет дней до первого заседания Всебелорусского народного собрания (ВНС). Согласно новой Конституции оно должно состояться не позднее 25 апреля 2024 года.
Собственно, мы почему говорим беглым о том, что комиссия – ну, пусть будет по их возвращению, хотя так и неправильно говорить, – будет работать до конца текущего года? Потому что в 2024 году у нас будут совершенно другие задачи. И кто не успел – тот опоздал. Не захотел вернуться, сознательно и окончательно выбрал путь эмигранта (а то и предателя, пособника, экстремиста, интервента) – нафиг с пляжа.
В определенном смысле можно сказать, что к весне 2024 года мы планируем завершить процесс единения белорусского народа, как это происходило и в 1939 году, с 17 сентября до 4 декабря.
***
Впервые на выборах, надеемся, полноценно проявят себя одна зарегистрированная и три перерегистрированные белорусские политические партии. Интересно посмотреть в этой связи на опыт наших соседей и братьев – россиян. Все же о таком партийном бурлении, как у них, нашим «первым секретарям» пока остается только мечтать. И они, наверное, мечтают.
Что должны делать партийные депутаты (а другие в России, похоже, повывелись) с точки зрения сложившейся практики? Вот что пишет политолог, независимый эксперт: «Потенциальные «кандидаты СВО» именно как решившие податься в политику вояки не решают никакую из задач, нужных на выборах. Они: не приносят финансовых ресурсов, скорее наоборот; не приносят новых голосов, так как не опираются ни на какие реальные местные социальные сети и сколько-нибудь значительные электорально социальные группы; бесполезны как депутаты, так не являются специалистами ни в одной нужной в местном или региональным парламенте сфере; они, как показывает практика, совершенно беспомощны публично; наконец, они ничего не могут как лоббисты».
Вот сложившаяся у соседей партийно-депутатская практика, ожидания от тех, за кого голосуют, их реальные (а не предвыборные) задачи.
Лично мне безумно интересно посмотреть на состав наших местных советов и Парламента, перебирая именно эти критерии. Увидеть толстосумов или их посланцев. Взглянуть на ЛОМов, имеющих миллионы просмотров. Оценить специалистов – в меру сил, образования и опыта. Послушать ораторов и найти среди них почему-то еще невиданное лицо. И – барабанная дробь! – взять первое в жизни интервью у первого в жизни встреченного живого лоббиста.
Есть ли подобные типажи в Беларуси или предполагается, что мы будем их выращивать искусственно? Ведь бесконечно прав Президент, когда говорит, что все должно идти от жизни. Если россияне дожили до лоббизма (англосаксонского лоббизма, ибо он лучше всех остальных проработан), значит, такая у них и жизнь идет вокруг. Олигархическая, разве не так?
Тут больше вопросов, чем ответов, поэтому радует пока только одно: все четыре партии – государственные, белорусские, патриотичные. Наконец-то мы избавились от той кунсткамеры – наследия «лихих 90-х». На остальное надо еще посмотреть.
Жизнь покажет.
***
И еще немного на тему единства – нас и наших предков. Многие, начитавшись перестроечных отравленных романов и журналов, до сих пор уверенно бросают: года рыпрессий, лубяные казематы и прочие благоглупости. Непонятые, невыученные, неосвоенные – засевшие в голове штампы. Так удобнее.
И получается, что наши предки – которые в те же самые годы жили, как было написано, все лучше, все веселее, – были дурнее нас с вами? Не видели, не слышали, не отдупляли? Тем, кто так и вправду думает, стоит прикинуть: чего добились они – и чего мы. От баланса станет грустновато: «Печально я гляжу на наше поколенье!..»
Помните процессы над ставшими предателями, отступниками, оппортунистами, скажем, Каменевым и Зиновьевым? Помните, какие народные слова печатались в газетах, какие письма от людей приходили в Кремль?
А у нас вот недавно поймали террористов – натуральных, готовивших взрывы на железной дороге, реально готовых убивать своих же граждан по указке чужой спецслужбы. И вот что люди пишут – теперь в интернете, на форумах, в комментариях:
«Однозначно смертная казнь для террористов».
«Продажным шкурам нет оправдания. Всё они прекрасно осознавали и шли на это из корысти. Нет прощения и оправдания этим «людям».
«Самое строгое наказание этим людям, вернее, нелюдям».
«Террористов только к стенке и расстрел. Никакого нисхождения».
«Уродам только высшая мера наказания. Чего их жалеть? Они нас не жалеют».
«Этих негодяев надо наказать по всей строгости закона Республики Беларусь».
«Собакам собачья смерть. Терроризм – смертельная угроза государству. И надо за это наказывать беспощадно».
Все-таки мы – едины. Как нас ни пытались расколоть, разорвать, наклонить к корыту – мы все-таки едины. Друг с другом и со своими предками тоже.
Пока мы едины – мы непобедимы! El pueblo unido jamás será vencido. Такие вот мысли ко Дню народного единства, уж простите.
Накипело.