Производственный туризм в Беларуси, по оценке экспертов, ежегодно прирастает на 15 - 20%

Дни открытых проходных

Вам хотелось бы своими руками поучаствовать в сборке будущего трактора на заводском конвейере? Или в магическом процессе лепки дизайнерских изделий из расплавленного стекла? А может быть, сделать зажигательное селфи на фоне 450‑тонного самосвала размером с пятиэтажный дом? Все возможно благодаря быстро набирающему обороты относительно молодому направлению в нашей индустрии путешествий — производственному туризму. Эксперты говорят о ежегодном 15 — 20‑процентном приросте в этой сфере. Предприятия, заинтересованные в раскрутке брендов и активном продвижении продукции, завлекают туристов всевозможными фишками, обещая «вау‑эффект» и незабываемые впечатления.

Кристоф Толики и Игорь Киршнер во время посещения Минского тракторного завода.

Прокатимся на тракторе


Туристы из Германии Кристоф Толики и Игорь Киршнер в один из пяти дней пребывания в Минске запланировали экскурсию на Минский тракторный завод. Полтора часа, включавшие знакомство с историей предприятия, прогулку по его живописной территории — своего рода города в городе, посещение конвейера, где собирают тракторы от 50 до 210 лошадиных сил, а также музея, запомнятся надолго, признался Кристоф.

— Одно время я работал на производстве «Фольксваген», а вот как собираются тракторы, не видел никогда. Впечатлен. Обязательно буду рекомендовать эту экскурсию друзьям и знакомым. Тем более что в Беларусь сейчас можно приехать без визы. Этой возможностью мы и воспользовались.



МТЗ открыл свои двери для туристов чуть более 2,5 года назад. И за это время предприятие посетили свыше 10.100 человек из 62 стран. Чаще всего, помимо жителей нашей страны, экскурсию покупали туристы из России, Эстонии, Германии, Латвии, Литвы, Франции. Но засветились и путешественники из далеких Алжира, Мексики, Ганы, Аргентины, Венесуэлы, Исландии, Австралии, Северной Кореи. В 2017 году, когда предприятие впервые стало принимать гостей, его посетили 810 иностранных туристов. За 8 месяцев этого года — уже 750. А в целом общее число зарубежных экскурсантов за весь период выросло до 2.400 человек. В рабочий день на МТЗ готовы организовать до 4 экскурсий. По словам заместителя начальника музейно‑промышленного центра по промышленному туризму ОАО «МТЗ» Сергея Сидоровича, эффект не только в еще одной возможности рекламировать продукцию. Дополнительную прибыль ОАО «МТЗ» приносят реализация сувениров, расширение спектра туристических и сервисных услуг.

 — Через полгода после открытия ознакомительных экскурсий мы добавили катание на энергонасыщенном мощном тракторе «Беларус‑3522» и участие в сборке трактора. Заманчиво ведь поработать на заводском конвейере, облачившись, как настоящий тракторозаводец, в фирменный костюм и заранее зная, куда отправится «твой» трактор. К сборке на конвейер допускаются туристы в возрасте от 18 лет. Им, как и нашим работникам, на выполнение операции отводится пару минут, так как каждые 5 минут с конвейера спускается собранный трактор. Драйв, эмоции, новые ощущения гарантированы. Не все решаются попробовать, но около 220 человек уже воспользовались такой возможностью.



Среди туристов много школьников, для которых экскурсия на МТЗ — своего рода профориентация. Многие впервые узнают, как выглядит сегодня современная рабочая специальность, и не исключено, что это помогает определиться с выбором профессии.

Мастер производственного участка № 3 корпуса сборки тракторов Анатолий Дмитроченко туристов видит практически каждый день. Всегда рад все показать и рассказать гостям.

— Уже 41 год на предприятии. На моих глазах МТЗ развивался, креп. Когда пришел сюда, выпускалось всего 4 модели тракторов, а сегодня собираем 130 различных модификаций. Иностранцы, бывает, не верят, что на двух конвейерах выпускается столько моделей. Удивляются, задают много вопросов. А мы заинтересованы, чтобы о нашей продукции узнало как можно больше простых людей, не только специалистов.

Маршруты для любознательных


Много ли сегодня предприятий, подобно МТЗ, тепло привечающих туристов? В Министерстве спорта и туризма говорят, что не менее 120 заводов и фабрик активно развивают производственный туризм. Главное — найти особенность, изюминку, интересную людям, считает заместитель директора Департамента по туризму — начальник отдела планирования и организации туристской деятельности министерства Виталий Грицевич.



— Ювелирные, пищевые предприятия, стекольные производства готовы видеть у себя и индивидуальных туристов, и группы. Один из пионеров движения, БЕЛАЗ, не первый год успешно работает на этом поприще. Кому не интересно прокатиться на 450‑тоннике и выложить оригинальное фото в сеть? Предприятие нашло тот самый «вау‑эффект», который хорошо работает на его имидж, повышает интерес к продукции. У крупных туроператоров, занимающихся въездным туризмом, экскурсия на БЕЛАЗ — обязательная в списке предложений.

Позитивный опыт накопило и ОАО «Стеклозавод «Неман» в Лидском районе. Активно принимать туристов здесь начали с 2014 года, рассказала специалист по экскурсионной работе предприятия Елена Нагулевич:

— Показываем гостям производство, музей, знакомим с нашей богатой историей, каждому дарим подарок. Многие охотно приобретают изделия в заводском магазине. И туристам память, и заводу выгода. В прошлом году производство посетили 15,5 тыс. человек. География разнообразна: от ближайших соседей — Литвы и Польши — до Китая и США.



Потенциал производственного туризма далеко не исчерпан, считает Виталий Грицевич:

— На предприятиях почувствовали экономический эффект и стремятся развивать это направление. К примеру, в прошлом году открылся интересный «нефтяной» маршрут в Гомельской области, где есть месторождение нефти, ее переработка. Очень востребованным маршрутом может стать Солигорск с его терриконами, солеотвалами — идеальное место для необычных фото. А если еще дать возможность спуститься в шахту... Открыв для посещения калийное производство, можно было бы включить в туристический маршрут весь юг Минской области — Слуцк с его знаменитыми поясами, Узду. А туризм, в свою очередь, даст толчок социально‑экономическому развитию регионов — общепиту, другим объектам сферы услуг. К слову, хорошие перспективы развития производственного туризма в 11 городах, по ускоренному развитию которых дал поручение Президент. Во всех есть промышленные предприятия, и, к примеру, известный завод «БелДжи» в Борисове, уверен, был бы интересен туристам, особенно если его включить в единый маршрут с БЕЛАЗом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Галина Потаева, директор туристической компании:

— Перспективными направлениями для производственного туризма могут быть мастер‑классы по производству различных изделий. К примеру, по изготовлению хлеба, сыра или по живописному мастерству — сувениры, поделки, керамика и т.д. Этот вид туристских услуг примкнул к понятию «производственный туризм» недавно, но имеет высокую востребованность, относится к категории быстрорастущих сегментов рынка. Такие мастер‑классы уже организованы во многих туристско‑рекреационных комплексах нашей страны: этнокультурном комплексе «Наносы», парке истории «Сула», музее материальной культуры «Дудутки», музее в Дукоре и во многих агроусадьбах.

ЦИФРА

За 7 месяцев около 174 тыс. туристов приехали в нашу страну по безвизовому режиму. Это на 62% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

КСТАТИ

За первое полугодие экспорт туруслуг в Беларуси составил более 112 млн долларов, на 13% больше, чем за аналогичный период 2018‑го.

khlystun@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter