Дни открытых дверей

Неделя современного искусства, открытие которой объявлено на сегодня, впервые пройдет в мастерских, гаражах, квартирах, кинотеатрах...

Неделя современного искусства, открытие которой объявлено на сегодня, впервые пройдет в мастерских, гаражах, квартирах, кинотеатрах... Традиционно — в галерею — художники пригласят публику лишь на единственный вернисаж. Но и это будет не менее доверительным откровением со стороны участников такого концептуального проекта. Ведь и здесь, в галерее Щемелева, они обещают приоткрыть двери не только в свои мастерские (хотя там к присутствию чужих большинство художников относится с большой настороженностью), но и в места еще более сакральные...


В 2008 году в стране прошел первый конкурс кураторских проектов «На пути к современному музею». Однако воспользоваться заслуженной наградой (возможностью получить оценку не одного лишь круга профессиональных судей, но и широкой публики) проект–победитель Кристины Сташкевич «Мастерская 7 художников» смог только сейчас. 29 марта в городской галерее Щемелева с помощью холстов и личных вещей будет воссоздана атмосфера 7 мастерских — и одновременно начнется интерактивная игра со зрителями. Нам будет позволено проникнуть в частную жизнь каждого из участников (по телефону либо обыскивая ящики стола) и подглядеть, в каких условиях (и даже из каких переживаний) создается современное искусство... К слову, проект международный: к Антонине Слободчиковой, Алексею Губареву, Михаилу Гулину и Алексею Луневу здесь присоединятся трое их коллег из Франции и Германии...


В нынешнем году в финал конкурса «На пути к современному музею» вышли уже семь кураторов. Не менее провокационных — убедитесь сами... В течение этой суматошной недели наши молодые художники и фотографы попытаются по–своему исследовать столь популярную в мировом искусстве тему любви и смерти (еще никогда не звучавшую в белорусских экспозициях, отмечает куратор проекта «Онтология трагической любви» Оксана Жгировская). Обещают зрителям интеллектуальные открытия с проектом Ольги Дашкевич «Лунные ассоциации для никогда не видевших Луну», разрушение расхожих стереотипов «женственности» (проект Марии Маринич, предлагающей совершить совместное «Вскрытие женщины»)... А Ирина Мощенская затевает нечто еще более интригующее. Художники, согласившиеся поддержать ее проект «Тет–а–тет», не просто соберут гостей у себя в мастерских, но и проведут с каждым, скажем так, индивидуальный перформанс–сеанс. И одновременно спровоцируют на ответные перформансы гостей. Показать их экспромты предполагается во время общего финального шоу в галерее «Ў» вместе с подведением итогов и раздачей призов... К слову, победителей определит международное жюри авторитетных кураторов.


Удастся ли художникам реализовать свои идеи так же ярко, как это выглядит в проектах, — об этом будем судить через неделю. Но первый итог вполне можно подвести: наконец–то и в нашем арт–пространстве важность роли куратора больше не ставится под сомнение.


В то время как массовая культура стремится к упрощению, современное искусство становится все сложнее. Без посредника дойти до зрителя ему проблематично. Таким связующим звеном и должен быть куратор — человек, создающий концепцию выставки и помогающий публике воспринять работы, выстроить свой контекст. Именно он, куратор, может подсказать, что вредно и что полезно для зрительского интеллекта и души. Помочь отличить по–настоящему ценное от мусора, серьезное от дешевки. Заинтересовать, в конце концов... Адекватные, образованные посредники, способные сделать из холстов событие, нужны и художникам, и музеям... Словом, именно он, куратор, определяет тенденции и налаживает взаимопонимание.


Конечно, порой его обвиняют в манипулировании арт–процессом, в навязывании художнику правил игры, но даже в Минске, городе с довольно консервативной публикой (по расхожему мнению), уже мало просто развесить картины по стенам галереи, чтобы завлечь больше десятка людей, не относящихся к категории родных и близких художника. Можно сколько угодно критиковать Венецианский бьеннале, где всем заправляют они, кураторы, но весь мир туда тянется, именно там определяются художественные ориентиры арт–рынка. Скоро и нам предстоит вступить в эту масштабную арт–игру. Но если мы привезем туда просто хорошие, добротные вещи — это будет лишь свидетельством нашего мастерства, но никак не современным искусством...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter