Дневной патруль

Какой видится городская жизнь из окна патрульной машины? Корреспондент «СБ» узнала, перевоплотившись...

Какой видится городская жизнь из окна патрульной машины? Корреспондент «СБ» узнала, перевоплотившись на время из репортера в милиционера охраны одной из групп задержания Ленинского отдела охраны Минска. Кстати, в виде исключения, так как в подобных группах служит исключительно сильный пол.


Утро начинается с развода


— Дневная смена заступает на дежурство в 8.00, — предупредили меня накануне. Надо быть к 7.00. Сотрудники проходят инструктаж, узнают об оперативной обстановке в городе (сколько преступлений совершено, какие, кто в розыске и т.д.), получают оружие.


Сидя в ранний час в компании 12 крепких ребят, узнала, что, например, только в одном Ленинском районе на 12–часовое дневное дежурство заступают 6 групп задержания (ГЗ), каждая курсирует по определенному маршруту. Через полчаса группа меняет местонахождение. Столько же экипажей их сменяют в восемь вечера. Каждый маршрут с местами стоянки продуман до мелочей. Экипажи рассредоточены по всему району так, чтобы в максимально короткое время (7 минут) одна из машин могла быстро добраться к месту ЧП.


Работаем по сигналам «квартирных кнопок», помогаем патрульно–постовой службе и другим нарядам, когда необходимо: семейные скандалы, наркоманы, хулиганы и т.д. словно специально для меня напомнил проводивший инструктаж командир батальона милиции Федор Маликов.


В 8.00 вместе со своими напарниками Алексеем Гуриновичем и Андреем Лавриновичем я уже сидела в машине. Наша ГЗ–2 направлялась к первому месту временной дислокации — магазину «Полесье».


В каждом районе есть свои «больные» точки, к которым проявляется повышенное внимание, вводил меня в курс Алексей Гуринович. За ГЗ–2 закреплен так называемый район Малая Серебрянка, здесь, например, всегда под наблюдением магазин «Полесье», игровой клуб «Максбет», кафе «Ультра». Возле ночных заведений под утро частенько случаются драки, потасовки, кражи и т.д. Маршрут патрулирования составляется в зависимости от криминогенной обстановки в районе.


Наш разговор прервал женский голос из рации: «Сработала квартира по Рокоссовского».


Дежурный мгновенно отреагировал на эту информацию и на названный адрес через мгновение отправил экипаж. Не наш. ГЗ–1. Следом последовало новое указание:


«765, занимай 1–2, район РУВД», — а вот это сообщение уже адресовалось нам и означало, что надо страховать коллег и работать на двух маршрутах: ГЗ–1 и ГЗ–2. Для этого нам велели расположиться посередине двух микрорайонов, рядом со зданием местного РУВД, чтобы было можно при необходимости быстро добраться в любую точку обоих маршрутов.


Вскоре рация вновь ожила: «Нарядам Ленинского района. Квартирная кнопка. Карла Маркса, 39. Время — 10.55.»


Если срабатывает «тревожная» кнопка, предполагается, что случилось что–то экстренное. Самый худший вариант — преступники проникли в квартиру, и хозяин просит о помощи. Первым направляется ближайший наряд. Дежурный на электронной карте видит, где кто находится, ведь все машины снабжены GPS–навигаторами. Второй наряд необходим на случай, если преступники попытаются скрыться. Нас отправили вторыми.


«Лида, 765 прибыл К.Маркса, 39», — уточнил по радиостанции один из моих напарников.


— 10.59. 4–й подъезд, 3–й этаж, 3–комнатная квартира... — дежурный подтверждает время прибытия, сообщает всю необходимую информацию: этаж, количество комнат, их расположение, куда выходят окна.


Прежде чем идти в подъезд, мы облачились в бронежилеты. Это необходимость.


«Вовсе не обязательно, что в квартире преступник», — успокаивал, видя мое легкое волнение, Андрей Лавринович. Часто бывает, что дети путают «тревожную» кнопку с кнопкой подтверждения о съеме с сигнализации. Правда, раз за дверью тихо, на детей не похоже.


Доложив о происходящем в дежурку, нам оставалось лишь ждать. К счастью, недолго. Ситуацию разрядил молодой человек, которого я заприметила, когда мы подходили к подъезду. Он тогда с удивлением поглядывал на нас. Оказалось, в той самой сработавшей квартире 10 минут назад побывал именно он.


Из его объяснений получалось, что, выйдя из подъезда и увидев две милицейские машины охраны, он сообразил, что ошибся кнопкой. По просьбе хозяев, которые отдыхают за городом, он кое–что привез, но позабыл, какую из двух нажать: правую или левую. Выбрал наудачу — не повезло.


Разбираться с молодым человеком остался первый наряд, а мы отправились на свой маршрут патрулирования.


Обыденная драма


По дороге в Малую Серебрянку Алексей Гуринович припомнил необычный случай. Однажды приехали в квартиру по сигналу тревоги. Оказалось, что хозяин мылся в ванне, а когда вышел, увидел за своим компьютером незнакомца. Парень оказался безобидным, от скуки залез в открытое окно, увидел компьютер и решил поиграть. Правда, ответственности за незаконное проникновение в жилище это с него не снимает.


Свою историю рассказал и прапорщик Лавринович:


— Около 23.00 сработали объемные датчики в продовольственном магазине. Объемники «оживали» часто, сперва думали, что это кот, так как извещатели по периметру здания молчали. Но сработки были частыми, значит, — не технические огрехи. Кто–то находился внутри и передвигался. Блокировали объект (взяли под контроль все входы–выходы). Когда приехал завхоз с ключом и мы вошли внутрь, у колбасного отдела увидели... бомжа. Он сидел на полу с открытыми бутылками пива, вина. Рядом нарезанная колбаса (нож взял с прилавка). Пьет, закусывает в свое удовольствие. Выяснилось, что он еще днем забрел в подсобное помещение, спрятался за шкафчиками и заснул. А когда ночью проснулся и увидел вокруг колбасу да спиртное, решил, что в рай попал.


Увы, стать свидетелем подобных курьезов мне самой не довелось, хоть ближе к полудню рация не смолкала. То и дело сообщалось о срабатываниях охранных сигнализаций в квартирах, потом о пропавшем без вести человеке, после — об угнанном авто. А очередное известие меня и вовсе заставило вздрогнуть.


— Пьяный сын угрожает ножом матери, проспект Рокоссовского, 119.


Прежде чем дежурный успел произнести в эфире, что на этот вызов едем мы, мои напарники уже повернули в нужном направлении, мгновенно сориентировавшись по адресу, что это наш участок.


Подъехали к подъезду. Я подняла голову и слегка поежилась. В двойном окне второго этажа зияла огромная дырища. Умом понимала, что в компании двоих крепких вооруженных милиционеров мне ничего не угрожает, тем не менее избавиться от противного чувства страха никак не могла. На вопрос, иду ли я в квартиру, нервно кивнула и поспешила следом. Очень быстро, к моему успокоению, выяснилось, что пьяного дебошира в квартире нет. Мы выслушали безутешную мать: сын, тунеядец и алкоголик, живущий долгие годы за ее счет, допился до того, что стал бросаться на 75–летнюю пенсионерку с ножом и угрожать, что зарежет, если она не даст денег на выпивку. В приступе бешенства он и разбил окно.


Подобной судьбы никому не пожелаешь. Страшно, дожив до преклонного возраста, отдав сыну все, существовать в постоянном страхе.


Пока я размышляла о превратностях человеческих судеб, Алексей Гуринович внимательно глядел по сторонам. И не зря. У одного из соседних подъездов он заприметил человека, похожего по описанию на нашего хулигана, и двинулся за ним. Тот попытался убежать. Но погоня завершилась быстро. Спустя несколько минут сын–алкоголик сидел в нашей машине. Мы направились в Ленинское РОВД под звуки эмоциональной перебранки двоих некогда самых близких людей. 50–летний сын зло оскорблял мать, выпуская сквозь редкие остатки зубов проклятия в ее адрес. Она же его жалела, уговаривала бросить пить, взяться за ум...


Рация зовет


Не успев далеко отъехать от РУВД, мы уже устремились на новое ЧП: кражу в гипермаркете «Гиппо». Злоумышленница уже сидела в кабинете начальника охраны магазина. 32–летняя безработная минчанка похитила кое–что из дамского белья. Как сама рассказала, примеряя приглянувшуюся в магазине вещицу, она сняла с нее защитную клипсу и оставила в примерочной. А белье надела под одежду. Но на беду «покупательницы» нашелся свидетель всех этих манипуляций, и даму задержали с поличным у кассы.


Наш путь вновь лежал в РУВД, куда предстояло доставить очередную нарушительницу.


К обеду эфир замолчал.


— Надолго ли? — интересуюсь у своих новых коллег.


— Это вряд ли. Сегодня еще работы хватит. Летом много уличных драк. В пляжных зонах, например, часто распивают спиртное и днем и ночью, а потом быстро находится повод для скандала. А квартирных сработок всегда хватает.


Кстати, около 85 процентов из них — ложная тревога: ошибка хозяев, перебои с электричеством, реакция чувствительной техники на различные внешние раздражители вроде грозы, сквозняков или даже бликов автомобильных фар. Бывает, запертые в комнате домашние питомцы вырываются из неволи и попадают в поле зрения охранных датчиков. Но по какой бы причине ни срабатывала сигнализация, группы задержания всегда выезжают моментально.


Интересно


По статистике, днем чаще происходят кражи, мошенничества, ночью — грабежи, разбои, хулиганство, драки. Недавно благодаря грамотным действиям дежурного и оперативности дежурных нарядов сотрудники Ленинского отдела охраны буквально за час раскрыли разбой. Дело было ночью. Трое молодых людей, голосуя на дороге, остановили такси. Сев в машину, они тут же достали нож и приставив его к горлу водителя, вытолкнули того из машины, а сами скрылись. Проезжавший мимо экипаж охраны подобрал потерпевшего. Тут же информация и приметы преступников были переданы дежурному. Через 2 километра брошенное такси нашли поврежденным: злодеи врезались в бордюр и поспешили скрыться. Дежурный, проанализировав местность, верно предположил, куда могли податься злоумышленники, и вскоре разделившиеся подозреваемые были задержаны двумя нарядами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter