Героической Днепровской флотилии — 100 лет

Днепровская флотилия: судьба как подвиг

О героизме моряков Днепровской флотилии в годы Великой Отечественной войны слагали легенды, а немецкие захватчики за отчаянное бесстрашие называли их «черной смертью». Это воинское соединение отличилось при обороне Полесья и Сталинграда, а затем с боями освобождало Белоруссию и дошло до Берлина, его бойцы и офицеры расписались на стенах поверженного рейхстага. За беспримерные подвиги 3 тысячи моряков флотилии удостоены орденов и медалей, 20 стали Героями Советского Союза, многие — посмертно. 

18 февраля героической флотилии исполняется 100 лет. Вспомним наиболее яркие события боевого пути отважных речных моряков.

Днепровская военная флотилия. Полуглиссеры на Шпрее. Апрель 1945 г.

Защищая Полесье

В 1941 году моряки‑днепровцы совместно с разрозненными частями 4‑й армии Западного фронта обороняли Пинск, Лунинец, Туров. История сохранила немало героических эпизодов. Однажды монитору «Бобруйск», которым командовал старший лейтенант Ф.Семенов, поставили задачу прорваться в расположение врага для разведки. Ночью по Припяти монитор прошел 30 километров, обстрелял Давид‑Городок, нанес противнику значительный урон и вернулся с ценными разведданными. А группа кораблей  в составе монитора «Смоленск» и трех бронекатеров, пройдя по Березине в тыл врага, внезапно ударила по скоплению войск противника, разрушив переправу, уничтожив до 100 единиц бронетехники и автомобилей. 

Еще один незабываемый боевой эпизод. Немцы усилили группировку войск, наступавших на Киев. Командование флотилии направило отряд кораблей для срыва переправы войск противника через шоссейный мост в районе Окуниново. Днепровцы подошли к цели на 1,5 км и прямой наводкой обстреливали мост, по которому двигались немецкие части. В результате мост был разрушен, противник понес потери. Впоследствии, когда советские войска были вынуждены оставить Киев, моряки флотилии взорвали корабли и сошли на левый берег Днепра. Совместно с частями Юго‑Западного фронта они вели упорные бои в окружении, а потом усталые, израненные, не имея боеприпасов, пробивались через линию фронта и вливались в действующие части. Воевали под Москвой, Сталинградом, в Крыму.

В 1943 году, когда фронт покатился на запад и началось освобождение Украины и Белоруссии, возникла необходимость воссоздания военной флотилии на реках Днепровского бассейна. Ее командующим стал начальник штаба Волжской военной флотилии капитан 1‑го ранга В.Григорьев, начальником штаба — капитан 2‑го ранга К.Балакирев. Кадровое ядро флотилии составили моряки, прошедшие суровые испытания Сталинградской битвы. 

Речная гвардия «Багратиона»

Накануне стратегической наступательной операции «Багратион» флотилия оперативно подчинялась 1‑му Белорусскому фронту и насчитывала 23 бронекатера, 20 тральщиков, 13 сторожевых катеров, 10 катеров ПВО, 26 полуглиссеров, 6 самоходных плавбатарей, 2 зенитных артдивизиона. Моряки участвовали в артиллерийской поддержке сухопутных войск, осуществляли переправы наших бойцов и срывали вражеские, обеспечивали противоминную оборону, высаживали десанты. Днепровцы стали железной гвардией, первой бросавшейся на врага и подававшей героический пример.

Так было и в битве за Бобруйск. Бронекатера участвовали в мощной артиллерийской подготовке при штурме города. Переправили на правый берег 217‑ю стрелковую дивизию. Суда дважды прорывались к железнодорожному мосту в черте города и прямой наводкой с 300 — 500 метров расстреливали огневые точки и живую силу врага. За время боев на Бобруйском направлении они уничтожили и подавили 25 артиллерийских и минометных батарей, 6 танков, 4 склада и 13 вагонов с боеприпасами, 44 дзота. За освобождение города 1‑я бригада речных кораблей и 2‑й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров были награждены орденами Красного Знамени, им присвоили звание Бобруйских.

Слева командир БК № 2 Н.Бураминский, в центре командир высадки десанта в Пинске капитан 3-го ранга А.Песков, справа командир БК № 92 И.Чернозубов. 1974 г.

При освобождении Белорусского Полесья особенно отличился десантный отряд под командованием младшего лейтенанта Н.Чалого. Он умело руководил боем, а в критические моменты был образцом героизма. В схватке с врагом отважный моряк погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Массовый героизм моряки флотилии проявили и при освобождении Пинска. Командование поставило боевую задачу: высадить в городе, в 20 километрах за линией фронта, десант. Корабли флотилии приняли на борт бойцов и технику, и около 3 часов ночи 12 июля первые отряды десантников отшвартовались у причалов речного порта. Пользуясь внезапностью, десантники быстро захватили значительную часть города, хотя фронт находился еще в районе Лунинца. Особенно смело действовала группа старшины В.Канареева, краснофлотцы Л.Куколевский и В.Кириллов. Скрытно пробравшись к городскому кинотеатру, где находилась большая группа немецких офицеров, моряки взорвали его, вызвали панику и растерянность в гарнизоне противника. Затем стремительным штурмом  взяли тюрьму и освободили более 200 советских военнопленных, которых должны были на рассвете расстрелять. Многие из освобожденных присоединились к десантникам. 

При поддержке плавучих батарей и бронекатеров десантники отбили все атаки и прочно удерживали позиции в восточной части города, однако понесли большие потери, да и боеприпасы были на исходе. Требовалась срочная помощь, а наступавшие по суше войска находились еще далеко. Оставался все тот же водный путь, однако он простреливался немецкими батареями, пройти нашим кораблям казалось невозможным. И все же командование флотилии приняло решение отправить подкрепление. Река кипела от разрывов мин и снарядов, но  бронекатерам удавалось прорываться к берегу.

Особого рассказа заслуживает подвиг экипажа бронекатера № 92, ныне установленного на берегу Пины, к которому он прорывался июльским днем 1944 года. Командовал катером гвардии лейтенант Игорь Чернозубов. Корабль шел головным, и гитлеровцы сосредоточили на нем огонь. До берега уже рукой подать, десантники изготовились к броску, и в этот момент в рубку с левого борта ударил вражеский снаряд. Командира и двух моряков взрывной волной выбросило за борт. Обстановка становилась критической. Комендоры открыли огонь по врагу прямой наводкой. Вот вышла из строя фашистская самоходка, но содрогнулся и бронекатер от вражеского снаряда, стал крениться на борт. Его охватило пламя, однако башня продолжала стрелять. Подбиты вражеский танк, еще одна самоходка.  Смолкла и наша пушка. Весь личный состав бронекатера погиб, но подкрепление десантникам было доставлено. А утром 14 июля Пинск был полностью очищен от захватчиков. За проявленный при этом героизм младший лейтенант М.Чалый и группа других моряков флотилии были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. А Днепровская флотилия, ее 1‑я и 2‑я бригады речных кораблей, 2‑й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров были награждены орденами Красного Знамени.


Огненные рейсы на Шпрее

Справедливы слова флотского писателя Леонида Соболева, прошедшего многие огневые версты с моряками‑днепровцами: «Днепровская флотилия замечательна тем, что по своей природе, по своим традициям она действует внезапно, дерзновенно и смело. Она замечательна тем, что все время идет вперед армии, ибо ее задача заключается в том, чтобы создавать фронт в тылу противника». Это вполне подтвердилось в боях за освобождение Польши и при взятии Берлина. 22 апреля 1945 года до центра фашистского логова оставалось совсем немного. Но на пути встала водная преграда — река Шпрее, шириной до 300 метров. По ее западному берегу тянулись сплошные минные поля, стояло множество бронеколпаков и бункеров. Каждый дом, окно, щель извергали огонь. Армейские понтонеры в районе Трептов‑парка попытались навести переправу, но были жестоко обстреляны. Оставалось одно: смелый и решительный десант. 

Командование обратилось к морякам и вскоре получило в оперативное подчинение отдельный отряд полуглиссеров. Это были невзрачные, видавшие виды фанерные суденышки, оснащенные моторчиком от грузовика‑полуторки да пулеметом «максим», экипаж — два человека. Ночью в полной темноте моряки  вместе с солдатами спустили катера в небольшой затон. На них быстро расположилось ядро первого броска — батальон во главе с Героем Советского Союза Н.Оберемченко. Командир отряда катеров лейтенант М.Калинин собрал моряков, еще раз уточнил задачу. Первыми перешли реку три катера под началом опытных старшин Михаила Сотникова, Андрея Заполина и Георгия Дудникова. Под носом противника они успешно высадили десантников без единого выстрела и потерь. На этом участке немцы не ждали сюрприза. Но вскоре враг понял, что просчитался. Над десантниками засвистели пули, завязалась яростная дуэль, вперед двинулись бронетранспортеры противника. На отдельных участках началась рукопашная схватка. Однако остановить переправу уже было невозможно: командир отряда Калинин, выбирая момент, отправлял катера один за другим. Полным ходом шла переправа уже второго батальона. Обстановка с каждым часом становилась напряженнее. Маленькие суденышки, защищенные лишь бесстрашием и мужеством экипажей, буквально пробивались сквозь огонь. Нередко они возвращались изрешеченные пулями и осколками. Тогда за дело бралась группа механика отряда офицера Г.Чернова. Она возвращала катера к жизни, восстанавливала боеспособность, и они снова с десантом шли к вражескому берегу.

Прорывая стену огня, катер Сотникова шел уже с третьим подразделением десантников, когда немцы повели по нему прицельный огонь. Катер бросало как щепку. Снаряд пробил борт, но опытный старшина сумел восстановить ход, перескочить зону огня, высадить подкрепление. Уже на обратном пути вражеский фугас настиг катер. Сотников был убит, за штурвал встал моторист Николай Баранов. Он совершил 10 смелых рейсов, но также погиб. И все‑таки переправа не замирала ни на минуту. Когда огонь становился невыносимым, катера укрывались под вражеским берегом, в мертвой зоне, а моряки с автоматами выбирались на берег в траншеи и били врага. Как только свинцовая буря стихала, катера снова устремлялись к своему берегу за новыми силами десанта. Чтобы не допустить задержки с заменой выбывших, за штурвал становились командир отряда лейтенант М.Калинин, офицеры политработник Г.Суворов, механик Г.Чернов. На воду спустили понтоны, на которые погрузили орудия и минометы. Катера брали понтоны на буксир и при поддержке огнем шли вперед. К полудню моряки уже обрели опыт и во второй половине дня взялись за переправу тяжелых танков.

Боевой путь Краснознаменной ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии.

Трое суток шли огненные рейсы. Под натиском наших войск и «черной смерти», как фашисты называли советских моряков, врагу пришлось отступить. Гитлеровцы теряли квартал за кварталом. Десятки стремительных рейсов совершили полуглиссеры. Скупые строки исторического журнала рассказывают, что эти пробитые пулями суденышки, политые кровью наших солдат и матросов, с 23 по 25 апреля перебросили на вражеский берег 16 тысяч солдат и офицеров, несколько понтонов с танками и другой боевой техникой. В боевом отзыве командир 9‑го стрелкового Краснознаменного корпуса, Герой Советского Союза генерал‑лейтенант И.Рослый, отмечал, что героизм и храбрость команды полуглиссеров, безусловно, сыграли решающую роль в форсировании реки Шпрее, чем обеспечили дальнейшее выполнение задачи корпуса. Фашисты были выбиты, а поздно вечером 8 мая 1945 года подписали Акт о капитуляции. 
Родина высоко оценила подвиг моряков. Краснознаменная Днепровская флотилия была награждена орденом Ушакова I степени, а весь личный состав 1‑го отдельного отряда полуглиссеров 1‑й Бобруйской Краснознаменной бригады речных кораблей флотилии, участвовавший в десантной операции, представлен к наградам. Девяти морякам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, из них многим посмертно.

Традиции в наследство

После войны Днепровская флотилия дислоцировалась в Пинске, а в 1951 году была расформирована. На ее базе создан учебный отряд, готовивший специалистов для кораблей и частей Военно‑Морского Флота СССР. Он унаследовал славу и награды днепровцев. На местах боевых действий флотилии установлены памятники, обелиски, благоустроены могилы героев, открыты музеи. А в Пинске действует музей Днепровской флотилии. Здесь собираются члены Белорусского союза военных моряков, ветераны всегда желанные гости и в школах, студенческих аудиториях, на заводах и фабриках. Знаменательное событие произошло в октябре 2017 года у памятника морякам‑днепровцам в Пинске. Здесь прошла торжественная церемония извлечения капсулы‑послания от молодежи 1970 года и закладка обращения к пинчанам в 2047 год, когда наступит 950‑летие города. Так из поколения в поколение передаются славные традиции Краснознаменной ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии.

СПРАВКА «СБ»



Флотилия была основана 18 февраля 1919 года. Командующим стал бывший матрос Черноморского флота А.Полупанов. Ее корабли действовали против войск Деникина на Екатеринославском направлении и вели ожесточенные бои против войск панской Польши на Припяти, особенно в районе городов Туров и Мозырь. После окончательного изгнания поляков необходимость в военной флотилии на Днепре отпала и она была расформирована. Однако была вновь создана в июне 1931 года. В сентябре 1939 года личный состав Днепровской флотилии во взаимодействии с частями Красной Армии участвовал в освобождении Западной Белоруссии. В июне 1940 года флотилия была переформирована и стала называться Пинской по месту расположения главной базы, командующим был назначен контр‑адмирал Д.Рогачев. К началу Великой Отечественной войны флотилия насчитывала 9 мониторов, 8 канонерских лодок, 9 сторожевых кораблей, 14 катеров‑тральщиков, 20 глиссеров и полуглиссеров, артиллерийский зенитный дивизион на механической тяге, роту морской пехоты. 

Василий КИРИЧЕНКО, капитан 1‑го ранга в отставке, кандидат философских наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter