Его называют одним из лучших шоуменов в стране. И сомневаться в этом не приходится. В 2006 году Дмитрий ШУНИН стал лауреатом «Премии Попова» в номинации «Лучшая развлекательная программа», а в 2013-м — лауреатом премии «Телевершина» как лучший ведущий развлекательной программы. Его знают по таким проектам, как «Академия талантов», «Рассмеши комика», «Шунин и блондинки», «Эстрадный коктейль». Сейчас мы встречаем с ним позитивное «Наше утро» на ОНТ и уже вторую неделю подряд «Нарядное утро» на недавно открывшемся «Народном радио». Гость «ТР» в эксклюзивном интервью рассказал, как отличить второсортный юмор от качественного, почему старается избегать остросоциальных и криминальных тем и как одна шутка довела его до суда.
— Дмитрий, в мае этого года в нашей стране начало вещание «Народное радио». Не побоялись идти в нераскрученное медиа?
— До этого я работал на радио ОНТ. Так сложилось, что из эфира стали уходить некоторые программы, по сути, я остался без дела. А с директором «Народного радио» когда-то работали вместе. Формат «НР» — ядреная смесь «Русского радио» и «Радио РОКС». Это две, пожалуй, самые популярные станции в Беларуси. Целевая аудитория — женщины 35+. Исследования показали, что сегмент свободен. Почему не занять нишу? Взяли песни «Русского радио» и шансона «Радио РОКС» без «блатняка», в общем, про любовь.
— Знаю, у вас свой бизнес. Одно другому не мешает?
— Был момент затишья, когда я уже ушел с «Альфа Радио» и еще не работал на «Радио ОНТ». Тогда решил реализовать давнюю мечту — открыть кафе. Но со временем появилось ощущение, что тебя выбросило из жизни. На ТВ и радио — съемки, новые люди, постоянное движение. А в бизнесе в основном общаешься с ближним кругом.
Вообще, кафешный бизнес — штука тонкая и сложная. Но когда есть результат, появляется и энергия делом заниматься. К тому же всегда полезно переключаться разные дела. Это спасает от эмоционального выгорания.
— Многие в наше кризисное время не рискуют что-то начинать…
— Как раз в бизнес-учебниках говорится, кризис — благоприятное время для стартапов. Простой пример. Вам нужно снять офис. Арендатор называет сумму тысячу долларов, и о снижении речи не идет вообще. Начался кризис, цены падают, и он уже готов к диалогу. Да, не та платежеспособность людей, но все становится более гибким. Понятно, что никто тебе не принесет деньги на блюдечке, надо самому искать варианты.
— Вернемся к радио. Кому принадлежит идея названия программы «Нарядное утро»?
— Придумал его я. Как-то с женой покупали люстру. И продавец, парень с юмором, спрашивает с белорусским акцентом: «А вам какую, нарАдную?». Слово «нарядное» оказалось созвучным с названием «Народное радио», перекликается с нашей концепцией, подходит для женской аудитории.
— Вещаете для женщин 35+. Прямо как знаток женской души Стас Михайлов. Шучу.
— Нет, я не знаток женской души. Просто это аудитория моей возрастной группы. У поколения за 50 или студентов-школьников другие интересы, своя субкультура, я ее не знаю.
— Лично у меня от прослушивания большинства FM-станций просто вянут уши. Такое ощущение, что ведущие считают, чем больше слов в минуту они произнесут, тем лучше. А уж какой трэш бывает в эфире, не мне вам рассказывать…
— Подготовка и сценарий — вот главное. Болтология быстро надоедает современному слушателю, важно услышать смысл сказанного, иначе он просто переключит волну. Задача ведущего — сохранять и расширять аудиторию, ведь радио «продает» ее рекламодателю.
Человеку должен быть интересен рассказчик. Если он умеет подать информацию так, чтобы увлечь, его слушают. Постоянно пропускаю сценарий через себя, рассказываю какие-то жизненные истории. А они бывают разные, родные к этому уже привыкли (смеется. — Прим. авт.).
— Вы позиционируете себя как шоумен, ведущий развлекательных программ. Почему избегаете остросоциальных, политических и криминальных тем в журналистике?
— Еще в Древнем Риме народ требовал хлеба и зрелищ. Мне кажется, я как раз по второй части. Хлеб дает кто-то другой, а мне привычнее развлекать. Понятно, что можно, например, смеяться на политические темы. Но мне это сложно, потому как политикой не интересуюсь. Интересуюсь тем, к чему будет неравнодушен среднестатистический житель страны. Никогда не смотрю НТВ, не читаю криминальную хронику. В жизни и так много печального, чтобы грузиться еще и этим. Просто я легкий человек. Счастье, когда люди, которые тебе не подходят, к тебе не подходят. Я не общаюсь с теми, кто несет в себе негатив. Как показывает жизнь, они сами, как бородавки, отпадают.
— Признайтесь, вы сноб по жизни?
— Ни разу. Такому типу лучше не работать в нашей сфере. Без любви к аудитории невозможно завоевать ее симпатии. Никогда не делил людей на обыкновенных и успешных. Все слышали выражение: «Единственный способ играть лучше — играть с более сильным противником». Мне нравятся люди, которые умеют что-то делать лучше, чем я.
— Как-то в прямом эфире вы задели человека, и это история закончилась судом. После этого случая что-то изменилось в ваших подходах к общению со зрителем-слушателем?
— Это было во время работы на «Альфа Радио». Программа называлась «Развод». Позвонил человек, который захотел разыграть своего друга в день рождения. Я набрал номер телефона именинника, представился начальником отдела по борьбе с организованной проституцией (такого отдела не существует) и рассказал, что его приятель задержан в «Доме колхозника» в нетрезвом состоянии, да еще и с женщиной в «непринужденной позе». Тот поверил и уже готов был привезти около 700 тысяч рублей в качестве залога, чтобы выручить приятеля и не составлять протокол. Потом именинника поздравили с днем рождения и вместе посмеялись. Он остался доволен. Спустя год-два лучшие розыгрыши я ставил в эфир. Друзья того именинника услышали розыгрыш и решили вновь подшутить над его участниками. «Задержанный» в «Доме колхозника» человек обратился в суд и потребовал несусветную сумму за якобы моральный ущерб. Судья посмеялась про себя. И меня немного оштрафовали, для порядка.
Еще Высоцкий говорил: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Юмор — тонкая штука, идешь по лезвию ножа. Всегда найдется человек, которому что-то не нравится, тогда не слушай, не смотри, не общайся, не читай. Кто-то без ума от Петросяна, а кто-то его терпеть не может. Кто-то считает, что смотреть Comedy Club ниже его достоинства…
— А какой юмор любите вы?
— Искрометный, спонтанный, когда человек реагирует на что-то мгновенно. Если говорить о юморе профессиональном, то здесь, конечно, все просчитывается, как в математике. Можно выдать пару шуток в эфире спонтанно. Но чтобы было что-то свежее каждый день, нужна подготовка.
Другое дело, когда Петросян, Задорнов грешат тем, что шутки берут из интернета. Как-то уличил в этом и Comedy Club. Юмор сейчас доступный, кто-то издает целые книги на чужих шутках. Саша Сапега, барабанщик группы «Яблочный чай», собрал в маленьком сборнике «Сто кружек яблочного чая» смешные истории про белорусских музыкантов. Вот такое творчество я уважаю.
— Сейчас вы ведете «Наше утро» на ОНТ, но не маловат ли его масштаб для вас? Не скучаете по развлекательным шоу?
— «Наше утро» — все же информационно-развлекательная программа. Представьте, если ведущий на каждом шагу будет прикалываться, поверит ли зритель той информации, которую хотят донести зрителю? Единственное шоу, по которому тоскую по-настоящему, — «Рассмеши комика». Конкретная программа о юморе.
— Дмитрий, а вот в одном интервью вы сказали, что пошли на ТВ, чтобы вас узнавали. Слукавили?
— Глупый, наверное, был, раз так отвечал.
— Сейчас в это трудно поверить, но вы начинали инженером-электриком в аэропорту Минск-2. Технический институт выбрали как альтернативу армии?
— Да, так было.
— И потеряли пять лет, получая ненужную специальность...
— Все в нашей жизни закономерно, и я не жалею. В вузе я познакомился с человеком, который привел меня на радио.
— Легко ли сделать себе имя в медиа?
— СМИ и интернет, с одной стороны, дают неограниченные возможности, с другой — вставляют палки в колеса. Можно и за день прославиться, выложив что-нибудь в соцсетях, но если нет дальнейшего движения, о тебе через неделю не вспомнят. Я над этим работаю 18 лет…
— Когда мы зашли в ваш офис, вы показали на Мэрилин Монро (картину на стене. — Прим. авт.) и сказали: «Моя любимая женщина». Интересно, как к этому относится ваша супруга?
— Мне симпатичен этот образ в контексте той культуры и времени, в котором она жила. Как она себя подавала, какой эффект производила на мужчин. У меня даже есть татуировка на руке с ее изображением. А в жизни мне нравятся больше брюнетки, а не блондинки.
— Что еще увлекает?
— Интересуюсь, например, Второй мировой войной, историей Третьего рейха. Опять же — музыка.
— А что за значок на куртке?
— Детский фетиш, символ любимой группы Motorhead — «Скалезуб».
— Знаю, что и сами сочиняете музыку. Мы ее услышим?
— Это, скорее, хобби, потешить самолюбие. Когда-то по просьбе покойного друга Андрея Вашкевича дописал пару куплетов о разведчике. Ему очень понравился припев, потому что, кроме него, ничего и не было. Решил доделать песню до конца и не более того.
— Вы хороший ведущий, известный шоумен. Как далеко простираются ваши амбиции?
— Человек со временем обрастает багажом — семья, дети... Когда ты молод (пришел на радио я в 25 лет), тогда можно куда-то выдвигаться. Всегда, чтобы что-то получить, надо от чего-то отказаться. Я не уверен, что хочу жертвовать тем, что имею. Возможно, я не прав и завтра скажу по-другому. Только дураки не меняют свою точку зрения. Мне нравится мое ремесло. Думаю, еще посмеемся!
— Дмитрий, спасибо за откровенную беседу!
korshuk@sb.by