Дмитрий Семенкевич о Декрете №7: модернизацию упростят, санкции за "самоволку" ужесточат

Дмитрий Семенкевич о Декрете № 7: модернизацию упростят, санкции за "самоволку" ужесточат

В конце февраля вступает в силу Декрет Президента № 7 "О развитии предпринимательства" от 23 ноября 2017 года, который направлен на стимулирование деловой инициативы. Сейчас идет активная подготовка "нормативки", которая уточнит все нюансы, и уже с 1 марта бизнес будет  возводить, модернизировать, капитально ремонтировать и реконструировать здания по новым правилам. По каким? Об этом обозревателю "СБ" рассказал Дмитрий Семенкевич, заместитель министра архитектуры и строительства.



- Дмитрий Игоревич, редкий бизнес можно начать в чистом поле, дома или в гараже. Как правило, для парикмахерских, пекарен, магазинов требуются нежилые помещения. Большинство предпринимателей берет их в аренду. И далеко не всегда функциональное назначение недвижимости (а этих «назначений» у нас в придачу еще несметное количество) соответствует целям конкретного бизнеса. Например, вам нужно открыть ветклинику с аптекой, а подходящее помещение по техпаспорту магазин. Возможный нынче вариант: реконструкция, которая отнимает массу времени и денег. Понадобится решение исполкома, а затем разработка, согласование и госэкспертиза проектной документации. Могут затребовать разрешение Госстройнадзора. Затем объект заново принимают в эксплуатацию с кучей согласований и выдают новый техпаспорт. Это минимум полгода из бизнеса - вон. Хотя, возможно, для такого вида деятельности нужны только гипсокартонные перегородки и пару дополнительных умывальников. Изменится ли что-либо сейчас?            

- Если вы заглянете в действующие нормативные акты, то заметите: процедура выглядит совсем иначе. Предприниматель подает заявление и план-схему в "одно окно", и исполком готовит ему техусловия, архитектурно-планировочное задание либо градостроительный паспорт и только после выдает разрешение. А у нас получается все наоборот: исполком подготовил решение за 2 недели, а дальше предприниматель бегает по инстанциям. Вот этого точно не будет! Если в помещении нужна техническая модернизация (этот термин установлен нормами Декрета № 7), то приступить к ее выполнению можно без проекта, ни у кого не спрашивая разрешения, под ответственность заказчика. И после следует зарегистрировать изменения в техпаспорте в агентстве по госрегистрации недвижимости, где понадобится приказ, и акты фактически выполненных работ. Специалисты сделают обмеры и изготовят новый техпаспорт. При капитальном ремонте проект нужен, как и при реконструкции, если вы что-то демонтируете, надстраиваете или пристраиваете. 

- А если предприниматель, не заглянув в закон, промахнулся и вместо модернизации сделал реконструкцию, что дальше?

- Если он по глупости снес несущую стену, дом разрушился и кто-то погиб, то он будет нести уголовную ответственность. Реконструкция без разрешения и проекта трактуется как самовольное строительство со всеми вытекающими последствиям: снос и приведение объекта в первоначальное состояние, штраф и вплоть до уголовной ответственности. Не требуется разрешения исполкома на техническую модернизацию. Но это касается всех строительных работ, связанных с размещением либо заменой технологического оборудования, которые могут сопровождаться, в частности, устройством фундамента под оборудование, перепланировкой, не затрагивающих несущих стен, а также финишной отделкой помещений (стены, потолки, полы). Про перенос сантехнического оборудования ничего не сказано. Но какие-то работы, связанные с обслуживанием технологического оборудования, могут быть включены. Посмотрим. Если появятся у бизнеса вопросы по модернизации сантехнического и инженерного оборудования, будем технические нормы дополнять. 

Кроме того, мы убираем целую административную процедуру, связанную с выдачей разрешения органов Госстройнадзора на строительно-монтажные работы. Если у заказчика имеется проектная документация, которая прошла госэкспертизу, проверены все разделы на соответствие требованиям безопасности (больше ничего не будет проверяться), то можно приступать к строительству. Единственное: сохраняется проверка правильности расчета смет у госзаказчиков, потому что они используют бюджетные деньги. Это право государства. А в остальном заказчик лишь уведомляет инспекцию стройнадзора о начале строительства. Форма уведомления будет готова в начале февраля. Ее разрабатывает Госстандарт. Информирование необходимо, чтобы инспекция могла составить график посещения объекта для проведения надзорных функций. 

- А как было раньше?

- Разрешение на строительно-монтажные работы - это перечень требований к заказчику, дополнительные траты и риск отказа. Отсутствие разрешения или окончание его срока переводило объект в разряд самовольного строительства. Все это уходит в прошлое. Наличие проекта и положительной экспертизы дает право строить. Все остальные вопросы, связанные с нормативными сроками возведения объекта, будут регулироваться инвестиционными договорами с городом. В эксплуатацию строения будем принимать по принципу "одного окна". Заказчик подает заявление в органы Госстройнадзора, которые и будут собирать информацию от других надзорных ведомств и давать единое заключение. И на следующем этапе мы оставим лишь заключение Госстройнадзора. Если раньше построенный объект проверялся на соответствие проектной документации и действующим нормативным документам, то сейчас оставили одно требование: соответствие проекту. Это сократит и сроки, и удешевит строительство, если технические нормы изменились, а проектная документация, допустим, разрабатывалась несколько лет назад. Приводить ее в соответствие на стройке не нужно. Никаких дополнительных требований надзорных органов, если иного не предусмотрено заказчиком! Еще важный момент - сокращение видов строительной деятельности, по которым нужен аттестат. В первую очередь это касается работ, которые выполняются малыми организациями и предпринимателями и не влияют на безопасность объекта: благоустройство, отделочные работы, установка дверей, окон. Это 24 вида и 33 подвидов деятельности.

- Для сокращения сроков строительства и всяческих согласований и экспертиз в Европе аттестовывают проектные организации, которые работают по определенным стандартам и отвечают за соответствие проекта всем нормативным требованиям. Будет ли нечто подобное у нас? 

- Мы не будем требовать наличие аттестата у заказчика, потому что заказчиком строительства или реконструкции здания может выступать собственник либо эксплуатирующая организация. Скажем, главврач больницы. Но при этом вводится механизм профессионального управления проектами. Сейчас вузы активно готовят управляющих проектами. Заказчик будет обязан нанять инженерную организацию, которая обеспечит согласование всех процедур, разработку проекта, закупку оборудования, технадзор. 

- Станет ли в строительстве меньше всевозможных экспертиз?

- В Декрете № 7 мы сделали первую попытку внести изменение в закон об экспертизе. Но пока эта работа до конца не завершена. Есть поручение Президента объединить все экспертизы в одну. Однако принять согласованное решение с Минприроды нам не удалось. Есть инерция. Сейчас активно разрабатываем концепцию информатизации строительной отрасли, которая упростит взаимоотношения всех участников. Проекты через какое-то время будут все в электронном виде. И если мы увидим, что в нормативах что-то не доработано, будем вносить оперативные изменения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter