Дмитрий Бочков о новых технологиях на телевидении

Дмитрий БОЧКОВ (Беларусь 1): «Новости нельзя сделать идеальными»

ТЕЛЕВИДЕНИЕ не перестает удивлять. Если раньше немыслимо было представить, что ретранслировать программы, помимо телевизора, может еще какой-то носитель, то сейчас нужный новостной сюжет без труда удастся отыскать в интернете. Канал Беларусь 1 пошел еще дальше и решился на очередной эксперимент: в трансляции последних главных событий страны — пятого Всебелорусского народного собрания и парада в День Независимости — применил новые технологии, которые позволяют зрителю виртуально присутствовать на месте действа и следить за ним из разных точек. Именно о новых формах передачи новостей и о старых принципах работы с ними, а также о дальнейшем развитии телевизионного жанра «Телерадионеделе» рассказал заместитель главного директора Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании Дмитрий БОЧКОВ. 


— Дмитрий, трансляция последних знаковых событий для страны проходила с применением новейшего видеооборудования и современной техники. Мы можем говорить о новой эре отечественного телевидения и смене привычного формата новостей?

— Для нашей страны, скорее, да, ведь мы впервые задействовали технику и технологии, которые до нас не использовал ни один отечественный канал. В данном случае имею в виду последний опыт на параде, когда мы применили так называемую виар-технологию — панорамную съемку в 360 градусов. Так, при просмотре видео словно оказываешься в центре событий и интерактивно в деталях можешь рассмотреть, что происходило вокруг в данный момент времени. Для мировой телевизионной индустрии это, конечно, не новинка, но сказать, что ее используют повсеместно, тоже нельзя. Да и в целом в подаче новостей у нас появилось много новых методов. Например, при освещении Дня Независимости выдавали картинку и информационные сообщения не из привычной аппаратной на Макаенка, 9, а из выездной студии напротив стелы «Минск — город-герой». Кроме того, мы приобрели рюкзаки — специальные системы, которые помогают включаться из любой точки страны в прямой эфир. Такими живыми включениями мы насытились в хорошем смысле слова — за последние две недели практически каждый дневной выпуск сопровождался подобными новостями. Как видите, не стоим на месте — расширяемся, закупаем новое оборудование. Ведь нашим зрителям нужно показывать происходящее здесь и сейчас. 

— Такой формат трансляции — работа выездной студии, прямые включения — не нова. Почему стали активно использовать его только сейчас — не было соответствующего оборудования либо необходимости?

— Если говорить о виар-технологии, то появилась она не так давно. К тому же она не совсем профильная для телевидения — пока не у каждого есть приставка, которая позволяет вращать изображение на экране. Но как только технология пришла в страну, мы первыми взялись за нее. Если вы заметили, сейчас не бывает радиостанций, которые передают только звук — активно внедряется визуальная информация — картинка, текстовое сопровождение. Так же работают и зарубежные газеты и журналы. Например, «Вашингтон пост», «Нью-Йорк Таймз» уже вовсю используют панорамную съемку, которая наполняет контент сайта. Журналисты изданий выезжают на места событий, устанавливают специальные разнонаправленные камеры на штативе, после чего любой может зайти на сайт и посмотреть, что же происходит на месте в данный момент. Такое чувство, будто сам находишься в гуще событий. К этому стремимся и мы. 

— Многопрофильный процесс передачи информации не сотрет границы между привычным представлением о телевидении и не поставит его в один ряд с интернет-изданиями и радио?

— Не соглашусь с вами. На таком «противоходе» хорошо видно, что новые технологии приближают зрителя к точному восприятию мира. Здесь приврать ничего нельзя — корреспондент появляется в центре города либо в глухой деревне и передает то, что происходит. Совершенно очевидно, что однажды такая технология у нас станет неотъемлемой частью информационных выпусков. Новости, конечно, никогда не исчезнут, ведь они — основа. Телевидение может покупать программы, фильмы. Но каждый уважающий себя канал сам будет делать информационные сообщения, потому что должен отвечать перед зрителем за то, о чем говорит. 

— Показ парада проходил с применением современной технологии панорамной съемки. Она позволяет интернет-пользователям скрупулезно рассматривать все детали действа. Но ведь современный зритель обладает клиповым мышлением. Может, такие технологии придутся им не по душе?

— Абсолютно согласен, что восприятие новостей пятьдесят, а то и десять лет назад разительно отличалось от нынешнего. Действительно, сейчас в тренде короткие сюжеты. Так, наиболее популярные ролики в интернете до 15 минут, а может, и того меньше (из более серьезного контента). Продвижение телевизионного продукта, кстати, происходит по аналогичному принципу — короткий ролик с комментарием. Новости теперь также лаконичны. Все эти тренды учитываем. Это видно даже на примере формата ток-шоу — выпуск обязательно разбиваем на смысловые части. Важно переключить внимание зрителя, дать ему расслабиться. С «клиповостью» мышления действительно приходится считаться. Но технологии здесь не помеха, а, наоборот, средство завоевания аудитории.

— Вы однажды заметили, что в силу ментальности формируется разный спрос на информацию даже у близкой по восприятию аудитории — белорусских и российских телезрителей. Но ведь основным критерием порой выступает не столько сама тема, сколько оперативность и форма ее подачи. В таком случае она заинтересует зрителя и в нашей стране, и в соседней…

— Конечно, но ведь действительно есть контент, который по-разному оценят представители разных стран. Так, например, в Великобритании любимая игра — крикет. Если проходит какой-то чемпионат по этому виду спорта, информационное вещание откроется именно с этого события. А если мы так начнем новости? Канал тут же переключат. Мы же с легкостью можем начать выпуск с новости о слуцких поясах, и она будет понятна и минчанину, и жителю глубинки. Ведь нашему зрителю интереснее узнать, что происходит рядом с ним. Этим и объясняется популярность таких программ, как «Краіна», «Твой город». Чем больше проекты локализованы, тем больший вызывают интерес. Ведь выше шанс увидеть себя, свой магазин — свою локацию. 

— Отличается ли подача новостей на региональных телеканалах и республиканских либо новости — такой жанр, который подразумевает один формат и структуру? 

— Один формат, одна структура у новостей в регионах и на республиканских каналах. Здесь не может быть никакого деления. Самые главные критерии при этом — оперативность, срочность. Мы должны сказать о событии раньше других и наиболее понятным языком. Одни делают это более эмоционально, другие более спокойно. Но схема во всем мире одинаковая — быстрее и интереснее.

— Кстати, по поводу эмоциональности: хватает ли ее нашим корреспондентам и нужна ли она вообще?

— Нужна, но если эмоциональности нет, искусственно создавать ее не стоит — зритель в конечном итоге все равно это раскусит. В цене правдивость и естественность. Посмотрите британские каналы: корреспонденты там артикулируют, жестикулируют. Для нас такая манера не очень привычна. Но если в человеке это органично, к этому быстро привыкаешь. На нашем телевидении присутствуют два этих типа. Так, например, взвешенный ведущий «Панорамы» Сергей Луговский и эмоциональный Стас Липский, который ведет «Новости спорта», — у каждого из них своя харизма. Здесь нет правил. 

— На ваш взгляд, чего не хватает нашим новостям? К каким вершинам нам стремиться?

— В новостях все очень просто — их нельзя сделать идеальными. Как бы ты ни хотел, не можешь собрать все впечатления и точно так же их выдать. Пределы для роста не заданы, преодолеваешь их постоянно. Но искренне убежден, что лучшие технологии, которые у нас есть, стоят на втором месте. На первом — всегда содержание. Если снял сюжет, пусть на телефонную камеру, но он эксклюзивный, зрителю будет все равно, какое при этом качество видео. 

— Мешает ли руководящая должность вашим творческим планам? Как известно, ток-шоу «Форум», которое вы ведете, брал тайм-аут...

— Сказывается на творческой составляющей. Но к «Форуму» это не имеет отношения. Мы как раз ждали модернизации студии «600 метров», ведь старая себя изжила. Долго думал, смогу ли дальше продолжать свои проекты. Ведь должна быть определенная доля творческой свободы, больше времени. Но работу слегка переформатировал — некоторые вещи передал вести своим коллегам, не замыкал всю подготовку только на себе.

— На свою работу в роли журналиста вы стали смотреть под другим углом либо принципы в творчестве остались теми же?

— У меня не бывает кризиса, как посмотреть на ситуацию — как руководитель либо как ведущий. Все нужно соизмерять со своей совестью — специалиста и человека. Если нет противоречий, то решение будет правильным. В своих проектах принципы менять не собираюсь, ведь там я ведущий, гражданин страны, там нет никаких высоких должностей. Да, обращаю внимание, как общаюсь, где-то прибираю эмоции. В конечном итоге где-то я руководитель, а где-то и подчиненный.

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter