Дмитрий Астрахан:

Ищу яркие лица

Ищу яркие лица

 

Признаюсь, меня удивил Дмитрий Астрахан на сцене - в роли ведущего телешоу "Я пою". Детский песенный конкурс, однако, неспроста доверили вести известному режиссеру. Он - отец шестерых детей. И это семейная традиция: Дмитрий был в семье пятым. К слову, появление российской знаменитости на белорусском горизонте не случайно. Его родители - уроженцы Борисова и Гомеля. Да и сам Астрахан уже много лет живет в Минске. Встретить его прогуливающимся по улице Ленина или Карла Маркса и даже в метро совсем несложно.


- Дмитрий Хананович, приглашение в детский проект телеканала ОНТ для вас стало неожиданностью?


- Конечно! Ведь у меня не было подобного опыта. Мне очень понравилась сама идея. Когда узнал, что на конкурс "Я пою" выбирали мальчишек и девчонок со всей страны, из приютов, детских домов, из многодетных и неполных семей, то поверил, что все будет по-настоящему, по-честному.


- Как удалось выкроить в своем графике часы для съемок? - у Астрахана бесконечно звонит мобильный телефон, он может утром быть в Москве, а вечером - в Минске, дел невпроворот, а времени - в обрез.


- Все-таки я работаю в основном в Минске. И мне приятно поучаствовать в интересном шоу в неожиданной для себя роли. Профессиональное любопытство!


- А сколько дней в году вы проводите в Минске?


- С 1996 года, когда я попал сюда впервые, 30 процентов времени здесь и провожу. В общей сумме, наверное, лет 5 - 6 уже накопилось. К слову, мой сын Паша учился два года в 4-й минской школе.


- Расскажите о ваших родителях - вы знали об их белорусских корнях?


- О своей родине папа и мама много не говорили. Если быть точным, я в Минске впервые побывал шестиклассником. И это был, пожалуй, единственный визит с отцом сюда. Он - историк и поехал в Минск, чтобы поработать в архивах, заодно хотел навестить наших родственников. С некоторыми из них я и сейчас общаюсь.


- Как вы успеваете воспитывать своих детей, мотаясь между Москвой и Минском? И сколько лет младшему?


- Ему два года. А дети растут сами. Точнее, их воспитанием занимается моя жена Лена. На ней лежит огромная тяжесть - я это понимаю. И благодарен ей. Я счастливый человек, ведь супруга взяла на себя всю работу по дому и дала мне возможность больше времени тратить на творчество, на свое любимое дело... Я стараюсь ей не мешать и помогать чем могу.


- Но ведь детям нужен отец.


- Я так понимаю: роль отца в семье - это быть примером. Не помню, чтобы мой папа каждодневно занимался моим воспитанием. Он брался за меня только тогда, когда я совершал вопиющие поступки. Вообще, мой отец был серьезным мужчиной. Он - профессор, специалист по истории партии, изучал 1917 год. Мама - кандидат исторических наук, всю жизнь проработала в ленинградской публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, защитила диссертацию и написала книгу о печати Парижской коммуны.


- Тема революции обсуждалась в вашей семье?


- Отец написал труд о большевиках и их политических противниках. Помню, родители волновались, удастся ли защитить докторскую диссертацию. Ведь политических противников обсуждать в то время было не особо принято.


- В каком это было году?


- В 1970-м - самый брежневский период. Но потом и книга вышла.


- А как ваши родители попали в Ленинград и почему не вернулись в Белоруссию?


- Все просто: поступили в Ленинградский университет на исторический факультет, учились в одной группе - там и познакомились. Когда началась война, папа ушел в народное ополчение, а маму эвакуировали вместе с университетом как аспирантку. Отец прошел всю войну в пехоте. А мама все это время ждала его с фронта. И после победы они поженились. Поэтому 9 Мая у нас - семейный праздник. Это единственный день, когда отец мог выпить всерьез. А многие из нашей родни погибли во время нацистской оккупации Белоруссии. Брата отца и дедушку расстреляли гитлеровцы - они жили в деревне Ухвалы под Борисовом, а бабушку спасли местные крестьяне. Я ее помню, она потом жила у папиной сестры в Ленинграде. У моей мамы вся семья воевала: один брат погиб... Но мама не хотела возвращаться в Гомель: все улицы сожжены, соседи убиты - куда там ехать назад?


- Почему вы все-таки приехали в Минск еще в 90-е годы и начали снимать свое кино именно на "Беларусьфильме"?


- Получилось так, что меня в Минск пригласил немецкий продюсер Артур Браунер, снимавший здесь картину "Из ада в ад". Мне очень понравилась работа белорусских коллег - и технической группы, и артистов, поэтому когда российский Первый канал собрался в 1998 году делать сериал "Зал ожидания", я предложил Константину Эрнсту: "Давайте поработаем с "Беларусьфильмом" - гораздо проще, чем в Москве: можно легко переехать с объекта на объект - нет пробок".


- И, наверное, дешевле?


- Одно время так и было. Но сейчас этот аргумент уже ушел, если подсчитать командировочные расходы московских актеров. А вот с точки зрения инфраструктуры все прекрасно. До студии мне ехать 10 минут на метро. Когда я начинал тут работать, из россиян в Минске больше никто не снимал. Следом за мной на "Беларусьфильм" пришел Валерий Тодоровский, стали здесь делать "Каменскую". А сейчас ваша национальная киностудия загружена.


- Хотите сказать, что именно вы проторили дорогу?


- Большая заслуга в этом Юрия Николаевича Цветкова, возглавлявшего "Беларусьфильм". Он был очень деловой человек, прекрасно разбиравшийся в кино. И много сделал, чтобы минская киностудия сохранилась: привлекал западные проекты, нас, а потом уже появилось госфинансирование. И сейчас ваш кинематограф хорошо дотируется из бюджета страны. Я думаю, белорусским коллегам грех жаловаться!


- Как вы считаете, есть ли вообще национальное белорусское кино со своим собственным лицом?


- В моих картинах много белорусских артистов, а деньги - российские. И сам я россиянин с корнями из Беларуси. Кино - это коллективный труд. Если оценивать мои фильмы с точки зрения актеров и места съемок - они белорусские, а по финансам - российские. Ну и сняты на русском языке, потому что рынок русскоязычного зрителя все-таки больше.


- А что нужно сегодня актеру, чтобы стать известным и востребованным - талант или пиар?


- Всегда требуется талант. Но еще - везение. Чтобы артист получил свою заветную роль - в общем, оказался в нужном месте в нужное время. За счет пиара, конечно, можно вытолкнуть на поверхность любого, но потом удержать на уровне невозможно, придется постоянно вкладывать деньги.


- А может ли к вам прийти с улицы молодой человек и предложить свои актерские услуги?


- У меня не раз так и было. Когда снимали "Контракт со смертью", то искали для роли главного героя здорового сильного мужчину. Среди профессиональных актеров такого не оказалось. Тогда мы пошли в "Алмаз" и увидели спецназовца, офицера Юрия Пристрома, который сыграл главную роль. И вот он теперь актер - блестящий! Его Пташук брал в свой фильм "В августе сорок четвертого...". Я и сейчас ищу двух главных героев для нового фильма - мальчика и девочку от 13 до 15 лет.


- Вы снимаете детский фильм?


- Взрослый. Но главные герои - дети. Нужны талантливые и способные, которые смогли бы отлично сыграть. И буду очень благодарен "Советской Белоруссии", если она поможет мне с поисками. Через газету хочу обратиться к ребятам: приходите на киностудию "Беларусьфильм" с 15.00 до 19.00 каждый день, кроме воскресенья, в 78-ю комнату - там вас ждут на пробы. К слову, в моем фильме "Ночной таверны огонек" одну из главных ролей сыграл Саша Прушак, который нашелся в одной из минских школ... Так что я верю в одаренных школьников!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter