Фото из архива «СБ»
— Что касается закона о торговле, хотелось бы отметить, что, в частности, произошла отмена необходимости согласования ночного режима работы торговых центров, рынков, торговых объектов, объектов общественного питания, в которых после 23:00 и до 7:00 не осуществляется продажа алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, — ввела в курс дела заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания — начальник отдела методологии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Шпак. — Кроме того, определен порядок разработки, утверждения и согласования перечней товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. Перечислены основные требования, случаи, когда откажут в согласовании. Определены объекты, для которых перечни разрабатывать и утверждать не требуется.
Также изменен порядок внесения сведений в торговый реестр. Так, субъект вправе начать работу в торговом объекте, объекте общественного питания, деятельность интернет-магазина только после включения сведений в торговый реестр. Уточнен состав представляемых сведений, определены случаи, когда отказывают во внесении данных.
— Например, субъект торговли должен вначале согласовать обязательный перечень товаров, только после этого его включат в торговый реестр. Таким образом упорядочена деятельность субъектов торговли, — пояснила Ирина Шпак.
Изменения затронули и сферу онлайн-торговли. Так, в законе дано определение понятия «интернет-магазин».
— Если раньше можно было так назвать любой информационный ресурс в интернете, то сейчас четко установлено, что это сайт субъекта торговли, который позволяет заключить договор купли-продажи товаров только с ним. Соответственно, все ресурсы, на которых продаются товары двух и более продавцов, интернет-магазинами не являются. Внесены соответствующие изменения в правила дистанционной торговли, — подчеркнула представитель МАРТ.
Дано также определение понятий «интернет-площадка», «пункт выдачи заказов», «владелец интернет-площадки», «владелец пункта выдачи заказов». Установлены требования к владельцам интернет-площадок и пунктов выдачи товаров, чтобы они предоставляли потребителю своевременную необходимую и достоверную информацию.
— У покупателей должны быть данные о владельце интернет-площадки, о торгующих там продавцах, о товарах. В том числе владельцам нужно будет разработать правила оказания услуг и разместить их на интернет-площадке, — отметила Ирина Шпак.
Она добавила, что через год вступит в силу требование, чтобы на своем интернет-ресурсе владельцы площадок обеспечили возможность оформления заказов в электронном виде, подачи потребителями жалоб онлайн. Если они изменят эти правила либо намерены прекратить деятельность, то должны не позднее чем за 15 дней до этого разместить соответствующую информацию у себя на сайте. На такой шаг пошли для того, чтобы не только покупатели, но и торгующие продавцы могли подготовиться к тому моменту.
Кроме того, постановлением Совета Министров снимается ряд ограничений в сфере дистанционной торговли. Например, сняты ограничения на продажу онлайн биологически активных добавок — любых, независимо от того, содержат они микроэлементы или нет. Но при этом у продавца должен быть обязательно либо торговый объект, либо склад, где осуществляется продажа либо хранение этих товаров. Также снят запрет на продажу через интернет пиротехнических изделий бытового назначения. Однако с учетом специфики этих товаров они могут продаваться только при наличии у продавца торгового объекта, выдаваться могут там же. Также снят запрет на продажу ветеринарных препаратов.
— В первую очередь изменения направлены на защиту прав потребителей. При этом интересы бизнеса в части, например, снятия ограничения на продажу определенных товаров, для того чтобы уравнять условия работы с теми же российскими продавцами, тоже учтены, — акцентировала Ирина Шпак.
Собеседница отметила, что сейчас в части урегулирования работы маркетплейсов завершен первый этап.
Конечно, немаловажный вопрос — распределение ответственности между владельцем, продавцом и покупателем.
— Эти нормы уже будут предусмотрены в обновленном Законе «О защите прав потребителей», которые подготовило наше другое профильное управление. И там уже определенные меры ответственности для владельцев интернет-площадок будут предусмотрены. Важно, чтобы маркетплейсы своевременно информировали потребителей, обеспечили возможность направлять жалобы и получать адекватный ответ на них в разумные сроки, — обратила внимание Ирина Шпак.