Президент подписал три важных закона: о массовых мероприятиях, СМИ и об электросвязи

Для защиты интересов общества и государства

Президент подписал три важных документа, касающихся изменений в законы о массовых мероприятиях, СМИ и об электросвязи. Эти новшества нам диктует печальный опыт событий в стране, когда Беларусь подвергалась реальной угрозе развала государства. Нас пытались расшатать незаконными уличными акциями, распространением лжи, призывами к беспорядкам. Теперь идет работа по недопущению таких атак впредь. Государство закономерно устраняет пробелы правового регулирования в важнейших сферах общественной жизни.

Фото  БЕЛТА

О массовых мероприятиях

Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» исключает уведомительный порядок организации массовых мероприятий. То есть они будут проводиться исключительно на основании разрешения местных органов.
Запрещается собирать, получать и использовать деньги и прочее имущество, выполнять работы, оказывать услуги для возмещения расходов, обусловленных привлечением к ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий. 
Еще одно новшество (оно, кстати, вызвало жаркие дискуссии) — теперь запрещено вести прямые трансляции, освещать онлайн массовые мероприятия, которые проводятся с нарушением, в целях их популяризации или пропаганды. Этот запрет будет распространяться в том числе на журналистов средств массовой информации. 
Журналистам при исполнении своих обязанностей запрещается выступать в качестве организаторов, на них также распространяются те же требования, что и к участникам массовых мероприятий. Об этом тоже сказано в законе. 
Руководители местных органов власти и органов внутренних дел наделяются правом приостанавливать работу инфраструктуры (торговых объектов, объектов общепита, транспорта, ярмарок, организаций всех форм собственности) в местах проведения массовых мероприятий и по маршрутам следования их участников.

Появилась и такая норма: закреп­ляется ответственность политических партий и общественных объединений за публичные призывы своих руководителей и членов руководящих органов к организации и проведению массового мероприятия до получения разрешения на его проведение. Основные положения закона вступают в силу через месяц после его официального опубликования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Фото Юрия Мозолевского.
Принятые нормы соответствуют Конституции Беларуси, напоминает председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Виктор НИКОЛАЙКИН:

— Я слышал во время обсуждения законопроекта и такое мнение: мол, некоторые новшества нарушают права, свободы… Ничего подобного. Если открыть статью 35 Конституции, там сказано: «Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом». То есть важный акцент — «не нарушающих правопорядок и права других граждан», что, к сожалению, некоторые игнорируют. Пожалуйста, проводи мероприятие, но по закону. Есть ведь люди, которые не хотят участвовать в несанкционированных акциях, пикетах, однако оказались в том месте. Это тоже нужно учитывать. Так вот, закон о массовых мероприятиях закрепляет то, что сказано в Конституции. Кстати, впервые в стране он был принят в 1997 году. Более 20 лет прошло. Конечно, периодически нужно вносить дополнения, изменения.

О средствах массовой информации

Закон «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» расширяет перечень информации, распространение которой в СМИ и на интернет‑ресурсах запрещено. В частности, вводится запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, которые касаются общественно‑политической ситуации и проводились без получения аккредитации. Также не допускается размещение гиперссылок на сообщения и материалы, содержащие сведения, распространение которых запрещено. 
Генеральному прокурору, прокурорам областей и Минска предоставляется право ограничивать доступ к интернет‑ресурсам и сетевым изданиям, через которые публикуются данные, направленные на пропаганду экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также другая информация, если ее тиражирование может нанести вред национальным интересам.
Случаи ограничения доступа к интернет‑ресурсам и прекращения выпуска СМИ дополняются таким основанием, как принятие Межведомственной комиссией по безопасности в инфосфере решения о наличии сообщений, распространение которых способно навредить национальным интересам.

Фото Татьяны Столяровой.

Устанавливается, что наряду с решением суда выпуск СМИ может быть прекращен решением Мининформа. Например, при вынесении юрлицу, на которое возложены функции редакции СМИ, либо его учредителю, владельцу сетевого издания двух и более письменных предупреждений.
Появились меры для минимизации иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Так, независимо от времени создания СМИ их учредителями не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юрлица с иностранным участием.
Также смогут лишать аккредитации журналиста СМИ, если он или юрлицо (на которое возложены функции редакции СМИ) нарушили порядок аккредитации либо были распространены ложные сведения и те, что порочат деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста. Тем же путем пойдут в случае совершения умышленного противоправного деяния при ведении профессиональной деятельности.

Не менее нужное новшество — появилась возможность ограничения доступа к копии интернет‑ресурса, доступ к которому ранее был ограничен. Основные положения закона вступают в силу через месяц после его официального опубликования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Фото Таты Кавериной.

Член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Ирина ДОВГАЛО:

— Хочу обратить внимание на изменения, которые касаются журналистов. Так, запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и (или) работы, а также в связи с их политическими убеждениями, дискредитировать государственные органы и иные организации.

А еще журналисту запрещается использовать свои права как журналиста для сокрытия или фальсификации информации, распространения недостоверной информации под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу третьего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. И наконец, предусмотрена защита журналистов от преступных посягательств. Это касается не только защиты их имиджа, имущества, но и жизни и здоровья.

Об электросвязи

Фото Татьяны Столяровой.


Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» также крайне важен, новации касаются и угроз нацбезопасности, говорит мне председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Николай ШЕВЧУК:

— В целях предотвращения и пресечения угроз массовых беспорядков, попыток разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды восполняются пробелы правового регулирования по созданию эффективных механизмов реагирования на распространение в интернете информации, способной причинить ущерб национальным интересам и интересам граждан.


Поскольку интернет все чаще стали использовать для распространения деструктивной информации, в Беларуси операторов и поставщиков услуг электросвязи теперь обяжут принимать определенные меры по функционированию сетей электросвязи. 
Решение таких вопросов — общепринятая практика в ряде зарубежных стран. Она касается изменения параметров качества приема и передачи сообщений, в том числе аудио‑ и видеоконтента, а именно снижение пропускной способности интернета вплоть до временного отключения доступа абонентов к сети. 

Правом принимать решения по приостановлению или ограничению функционирования сетей электросвязи предлагается наделить Оперативно‑аналитический центр при Президенте Респуб­лики Беларусь.

К операторам электросвязи не будут применяться меры за невыполнение лицензионных требований и условий, предусмотренные законодательством о лицензировании деятельности в области связи, если такие нарушения возникли в результате исполнения указанных решений. 

Исполнение таких решений не будет рассматриваться как основание для возникновения ответственности операторов электросвязи за убытки, причиненные пользователям услуг электросвязи.

Все изменения прошли необходимые экспертизы, соответствуют действующему законодательству. Закон вступает в силу после его официального опубликования.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter