«Для выкачивания денег из хозяйств используют распространенные схемы...»

О громких уголовных делах и мерах по предотвращению корыстных преступлений на предприятиях агропрома корреспондент «БН» беседует с начальником Главного управления ведомственного контроля Минсельхозпрода Беларуси Павлом Стайновым

— На августовском совещании по вопросам эффективности борьбы с коррупцией глава государства отметил, что большой вред экономике страны наносят сделки госпредприятий с лжепредпринимательскими структурами, которые не платят за отгруженную продукцию. Есть ли подобные факты, Павел Анатольевич, в системе агропрома, и насколько эффективно противодействие им со стороны отраслевого министерства?

— Начиная с 2011 года контролирующими и правоохранительными органами страны такие случаи были выявлены на Оршанском молочном, Слуцком сыродельном, Мстиславском маслодельно-сыродельном комбинатах, Березовском мясоконсервном комбинате и Слуцком мясокомбинате. Анализ показал, что отдельные предприятия отпускали продукцию новым покупателям без предоплаты или с неполной оплатой предыдущей партии, не проверялось наличие у них торговых объектов. Нередко пунктами разгрузки значились территории частных домовладений, неприспособленные для хранения скоропортящихся продуктов питания. В должностных инструкциях работников отделов сбыта мясо-молочных предприятий отсутствовала обязанность по изучению деятельности и экономической состоятельности кандидатов в контрагенты.

Всем выявленным преступлениям, связанным с хищением продукции путем обмана, мошенничества и злоупотребления доверием, дана принципиальная оценка. Минсельхозпрод взял под строгий контроль расчеты за отгруженную продукцию на подведомственных предприятиях. В ходе проверок в обязательном порядке проводится мониторинг просроченной дебиторской задолженности, изучаются причины  возникновения и шаги, предпринимаемые для ее погашения. На последнем заседании комиссии министерства по противодействию коррупции мы заслушали отчет о принятых мерах теми организациями, которые ранее допустили просчеты в работе. К исправлению недостатков там подошли неформально. Так, в ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» и на других предприятиях мясомолочной отрасли перед заключением договоров теперь проводится проверка на предмет платежеспособности и легальности покупателя, отпуск продукции осуществляется по предоплате и с залогом НДС. Пропуск на получение товара выдается только по предъявлению паспорта, путевого листа и документов на автомобиль. До предприятий доведен список неблагонадежных партнеров, которые, имея просроченную задолженность за мясо-молочную продукцию, пытаются заключить договоры с другими поставщиками. Всем ОАО, государственные активы которых переданы в управления Минсельхозпрода, запрещены сделки с лжепредпринимательскими структурами, внесенными в соответствующий реестр, формируемый Министерством по налогам и сборам.

— Важная роль в выявлении недобросовестных производителей, которые с целью наживы манипулируют технологией производства пищевых продуктов, ухудшая их качество, отводится Департаменту ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода. Насколько эффективно он выполняет эту работу?

— Регулярно проводятся плановые и внеплановые проверки организаций, подлежащих ветеринарному надзору. В апреле—мае по их результатам предприятиям было вынесено шесть требований об устранении выявленных нарушений. В Полоцком районе, к примеру, внеплановая проверка белорусско-австрийского совместного предприятия ООО «БАК» показала, что при производстве мясных изделий там не соблюдались требования по качеству сырья и конечной продукции, игнорировались ветеринарные и санитарные нормы. По итогам разбирательства была проведена утилизация более 9 тонн немаркированного сырья, запрещена реализация хранящейся на складах готовой продукции в школы и детские сады. Деятельность предприятия приостановлена до полного устранения недостатков.

— Как показывают материалы уголовных дел, на совершение преступлений людей часто толкает бесконтрольность со стороны вышестоящих органов, возможность избежать заслуженного наказания.

— Действительно, подобное нередко случается. Отсутствие контроля со стороны руководства ГУ «Гродненская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», к примеру, позволило ведущим агрономам внешнего карантина пограничного пункта «Каменный Лог» незаконно принимать и присваивать денежные средства, получаемые от перевозчиков, за перемещение через границу подкарантинной продукции. По предварительным данным, за 2011—2012 годы государству причинен ущерб на сумму 371,9 миллиона рублей. В отношении должностных лиц возбуждены уголовные дела. За ненадлежащий контроль расторгнуты контракты с директором и главным бухгалтером учреждения. Издан приказ, согласно которому руководители областных инспекций обязаны анализировать работу пограничных пунктов пропуска не реже одного раза в месяц с выездом на место.

Что же касается неотвратимости наказания, то в народе говорят: сколько веревочке не виться, а конец будет. Напомню, что сейчас возбуждены и расследуются уголовные дела о коррупционных преступлениях в отношении генерального директора и начальника отдела КУП «Минский мясокомбинат», бывшего заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Борисовский мясокомбинат», директора КСУП «Племптицерепродуктор «Правда», бывшего директора ОАО «Гомельский райагросервис», директора УСП «Совхоз «Великосельский» Свислочского района и ряда других фигурантов.

Не остаются без внимания органов, ведущих антикоррупционную деятельность, и менее значимые факты правонарушений. В текущем году, к примеру, прокуратурой Гродненской области проведены проверки соблюдения законодательства при осуществлении закупок средств защиты растений сельхозпредприятиями. Было установлено, что отдельные руководители хозяйств получали от коммерческой структуры премии за приобретение и внедрение в производство препаратов — фактически за выполнение своих должностных обязанностей. О недопустимости подобных коррупционных проявлений было предупреждено несколько десятков человек, которые добровольно возвратили незаконно полученные деньги. 32 руководителя привлечены к административной ответственности.

Согласно принятому положению, большинство сельхозпредприятий не входит сейчас в зону нашего ведомственного контроля, поскольку относится к коммунальной собственности. Тем не менее на заседании комиссии Минсельхозпрода по противодействию коррупции мы тщательно анализируем допущенные в них правонарушения, даем оценку и вырабатываем рекомендации по предотвращению негативных тенденций.

— По информации Министерства внутренних дел, ряд корыстных преступлений выявлен в ходе оперативного сопровождения строительства и реконструкции животноводческих объектов. Насколько, Павел Анатольевич, велики масштабы финансовых потерь в хозяйствах по этой причине?

— Назову лишь два показательных примера. Проверкой компетентных органов, в частности, было установлено, что Круглянская ПМК-266 при реконструкции молочно-товарных ферм в ЧУП «АСБ «Тетерино» необоснованно завысила стоимость выполненных работ. В результате принятых мер удалось предотвратить ущерб на сумму 1,6 миллиарда рублей, который мог быть нанесен хозяйству. Почти 100 миллионов рублей сняты со счетов подрядчика ОАО «Стройтрест-13» в Бобруйске. При выполнении реконструкции МТФ в СПК «Колхоз «Березина» Осиповичского района в акты выполненных работ строители включили бетонный пол, несоответствующий классу, указанному в проектно-сметной документации.

Обычно для выкачивания денег из хозяйств используется самая распространенная схема. Допустим, сельхозпредприятие получает кредит под возведение нового или реконструкцию старого молочно-товарного комплекса. Перед началом строительства составляется проектно-сметная документация, а после его завершения — акт выполненных работ, в котором подрядчиком завышается цена расходных материалов или появляются объемы фактически невыполненных операций. При этом руководители хозяйств часто не очень компетентны в строительной технологии. Нарушения выявляются лишь во время проверок контролирующих органов. Незаконно полученные деньги строители, конечно же, возвращают. Но подобные коррупционные проявления будут продолжаться, если сельхозпредприятия не станут бережнее относиться к каждой кредитной копейке, а районные УКСы не возьмут под строгий контроль ход работ, выполняемых подрядчиками на их территориях. Ведь борьба с коррупцией — это забота общая.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter