«Для верующего христианина всякого земного предприятия мерилом идеальности является совесть»

На последнем в прошлом году заседании Священного синода Русской православной церкви, которое прошло под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, было удовлетворено прошение об уходе на покой в связи с достижением 75-летнего возраста Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

На последнем в прошлом году заседании Священного синода Русской православной церкви, которое прошло под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, было удовлетворено прошение об уходе на покой в связи с достижением 75-летнего возраста Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Синод назначил Митрополита Филарета почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

«Синод выразил сердечную благодарность Митрополиту Филарету за 35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие десяти епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественными организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского патриархата», – сказано в сообщении пресс-службы РПЦ.

Обращение со словами уважения и признательности Митрополиту Филарету, почетному Патриаршему Экзарху всея Беларуси направил и Президент Беларуси Александр Лукашенко. «Вся ваша жизнь является свидетельством преданности однажды и навсегда избранному пути – служению Богу и людям, проповеди извечных ценностей веры, любви, милосердия, – говорится в обращении. – Тридцать пять лет вы возглавляли Белорусскую православную церковь. Для вас это были сложные и интересные годы, наполненные неустанным трудом и молитвой. Именно вы стояли у истоков возрождения православия в Беларуси. Под вашим архипастырским руководством создавались сотни православных приходов, строились новые церкви и реставрировались исторические святыни, открывались духовные семинарии и воскресные школы. Особое внимание вы уделяли воспитанию традиций христианской нравственности, сохранению духовного и культурного наследия белорусского народа».

Владыка Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) – коренной москвич, дед которого известный ярославский купец и по-томственный дворянин, отец – преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, мать и сестра также педагоги московских музыкальных школ. Однако за три с половиной десятилетия архипасторского служения в Беларуси Владыка Филарет стал для каждого белоруса, причем безотносительно к его вероисповеданию, воистину родным и близким человеком, авторитетным учителем и мудрым духовным наставником. Поэтому абсолютно закономерно, что к многочисленным самым высоким церковным наградам Владыки добавились и самые высокие государственные, в том числе и высшее звание – Герой Беларуси.

К мнению Митрополита Филарета, этого многогранного человека – богослова, педагога, архипастыря, проповедника, миротворца, – в котором сочетаются глубокая интеллигентность и простота, добродушие и человечность, в Беларуси прислушивается каждый. К тридцатилетию архипастырского служения в Беларуси Митрополита Филарета вышла книга «Вопросите Господа за меня...», основу которой составляют ответы Владыки на вопросы журналистов, заданные ему в течение последних двух десятилетий. Сегодня мы представляем читателям «СВ» фрагменты из некоторых ответов на во-
просы, волнующие наши народы.

– Ваше Высокопреосвященство! Какова сегодня линия взаимоотношений государства, общества и Православной церкви, в частности, Белорусской православной церкви и белорусского государства?

– Прежде чем говорить о сегодняшнем дне, мне бы хотелось коротко обратиться к истории.

Беларусь, в которой Господь благословил меня совершать архиерейское служение, имеет особую историческую миссию в судьбах восточнославянских народов. В течение, пожалуй, всей своей государ-ственной и христианской истории эта земля была и остается стратегическим пограничьем между Востоком и Западом. Извечное соперничество России и Польши, которое началось с тех пор, как Великое Княжество Литовское вошло в состав Речи Посполитой, имело большое значение при формировании многих особенностей психологии белорусского народа, или литвинов, как называли жителей Белой Руси в Великокняжеский период их истории.

Главный результат многовековых испытаний национального образа мыслей и образа жизни белорусов заключается, на мой взгляд, в том, что за свою многотрудную историю этот народ так и не стал обитателем ни «кресув всходних», или восточных окраин Польши, ни населением «Северо-Западного края» Российской империи. Как бы их ни воспринимали восточные и западные соседи, белорусы оставались самими собой, – самобытным, трудолюбивым, искренне гостеприимным, очень миролюбивым, неторопливым, щедрым, добрым, по-житейски довольно-таки своеобразным народом, который во всякой ситуации остается «себе на уме».

Казалось бы, перечисленные мною далеко не все национальные качества рисуют образ народа столь тихого и спокойного, что завоевать и покорить его никому ничего не стоит. «Пройдем Белую Русь, – предполагали многочисленные агрессоры, – и начнем воевать с Русью Великой...» Кстати, руководство Третьего рейха исходило именно из таких соображений, выстраивая планы своего вторжения в нашу страну.

Все мы знаем, каким глубоким всегда оказывалось это заблуждение. Ведь белорусы научились не только жить и выживать в условиях периодических вражеских нашествий, но и воевать, оставаясь цитаделью сопротивления во всех военных конфликтах между западноевропейской и восточнославянской цивилизациями. Шведские, французские, немецкие нашествия на Русь в течение веков буквально опустошали белорусские земли, лежащие на их пути. Но все восстанавливалось, и народ продолжал жить на земле своих отцов. Такая воистину огненная судьба заслуживает глубокого уважения и восхищения той огромной жизненной силой, которой обладает народ Белой Руси.

Совсем не случайно именно день 3 июля стал Днем Независимости современной Республики Беларусь. Освобождение в 1944 году после самой трагической и кровавой оккупации за всю белорусскую историю стало символом исторической свободы многострадального народа.

Учитывая сложнейший исторический путь, пройденный Беларусью за тысячу лет, сегодня и Церковь, и государство сознают, что ныне мы переживаем трудное, но благословенное время строительства и развития. Когда я принимал в управление Минско-Белорусскую епархию в 1978 году, на всей территории республики насчитывалось всего лишь 365 православных приходов и один действующий Свято-Успенский монастырь в Жировичах Гроднен-ской области. (Сегодня в Беларуси 1446 православных приходов, 34 монастыря, 6 духовных учебных заведений. – Ред.).

Сухие цифры далеко не полностью отражают состояние православия в Беларуси, однако они в определенной степени определяют, какая же линия взаимоотношений Церкви, общества и государства выстраивается сегодня.

Во-первых, белорусское общество в его религиозной части состоит на восемьдесят процентов из православных. После долгих и упорных усилий, которые были предприняты основными религиозными конфессиями, и прежде всего Белорусской православной церковью, для борьбы с распространением сект, в законодательстве республики было сформулировано понятие «традиционных» для Беларуси религий, к которым отнесены православие, католицизм, лютеранство, иудаизм и ислам в их естественных, исторически сложившихся на нашей земле пропорциях.

С тех пор как уния к середине XIX века изжила сама себя, а в конце 1930-х годов Беларусь обрела современные границы, сколько-нибудь существенных межконфессиональных конфликтов на ее территории не было. Думаю, во многом это объясняется тем, что почва для межнациональной и межрелигиозной розни среди жителей республики отсутствует.

Работы сделано много, и предстоит еще немало. Ведь если искать аналогии нашему сегодняшнему состоянию, то на нынешнем этапе исторического развития, подобно ветхозаветному Моисею и его народу, мы совершаем свое странствование по пустыне. Старшее и среднее поколения не дойдут до Земли обетованной... Но наш долг привести к этой цели поколение, рожденное свободным, а самим умереть в пути с достоинством, которое дает нам осознание исполненного пред Богом и людьми долга.

– Каковы ваши суждения о необходимости создания полно-кровного и полноформатного союза двух братских славянских народов?

– Вопрос этот не чрезвычайно важен... Он жизненно важен для России и Беларуси! Причем важен в равной степени для обеих сторон.

Своими корнями этот вопрос уходит в глубокую давность... Идея создания Союзного государства Беларуси и России, как мне кажется, не имеет точно определенного исторического возраста. В самые разные времена и столетия вопрос «быть вместе или быть порознь» возникал постоянно, однако решался предками нынешних россиян и белорусов подчас радикально противоположным образом.

Размышляя о современном развитии идеи Союзного государства, ученые, политические и государственные мужи нынешних России и Беларуси неизбежно обнаруживают единственный воистину непоколебимый фундамент для полноценной общности наших народов: Святое Православие.

Мы привыкли называть друг друга «братскими народами», но мы редко задумываемся всерьез, что стоит за словами этого определения.

Да, мы славяне, братья по крови. Но за многовековую историю братья пролили немало крови друг друга...

Таких противопоставлений – «да, но...» – в нашей общей истории можно привести немало. Однако именно в их преодолении находится залог сегодняшнего успеха в построении Союзного государства. Чтобы надежно строить будущее, нужно внимательно смотреть в прошлое.

А при внимательном взгляде мы увидим самое главное условие единства наших братских и единоверных народов. Я не назову вам это условие, я его возглашу, как поет наша единая Матерь-Церковь за богослужением, вознося к Богу свою молитву о единстве единоверных и единокровных: «Утверди, Боже, святую православную веру, веру православных христиан».

– Как можно было бы ускорить процесс формирования Союзного государства?

– Давайте условимся: мы будем говорить только о том, что составляет мысль, слово и дело Церкви. Строительство государства – это дело государственное, а наше дело – сердце народа, его духовный пульс, его здравомыслие.

Как и в 1999 году, когда был подписан исторический документ о начале строительства Союзного государства Беларуси и России, я остаюсь убежденным приверженцем этого процесса. Помню многие слова, которые были сказаны «за» и «против» него в течение девяти лет. И вот на что мне хотелось бы обратить внимание.

Вспомним, что на торжественной церемонии подписания рядом с президентами России и Беларуси были Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ – Предстоятель Русской православной церкви – и Патриарший Экзарх всея Беларуси – Первоиерарх Белорусской православной церкви Московского Патриархата. Ошибся бы тот, кто посчитал бы это со-присутствие формальной данью протоколу ради его вящей торжественности.

Мне видится в этом Промысел Божий о наших народах. Вольно или невольно, сознательно или интуитивно, но государство призвало Святую Церковь стать свидетелем и соработником этого международного и межгосударственного Соглашения.

Эта миссия ко многому обязывает и Священноначалие, и клир, и паству. В неменьшей степени она налагает сугубую ответственность на российских и белорусских государственных и общественных деятелей, политиков, предпринимателей.

Что ж, мы сможем достичь успеха в создании Союзного государства, если встанем на то самое незыблемое основание, единственное, которое неподвластно переменчивым стихиям мира сего: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Так его сформулировал святой Павел, апостол народов (Еф. 4, 6).

Ускорение или замедление в деле строительства Союзного государства не всегда зависит от решений на высоком уровне... И личная, и коллективная добрая воля должны накапливать свой потенциал, почерпая его в сердцах людей. Ведь именно в них, как в закромах, хранятся семена мира и войны, справедливости и насилия, веры и безверия. Что посеем, то и пожнем...

– Владыка, как жить?

– Как жить? Жить с чувством ответственности перед Богом за каждый свой – прежде всего свой! – поступок, за каждое свое – прежде всего свое! – слово. Пусть каждый из нас взвешивает любой свой поступок на весах совести. И если совесть молчит, если она не обличает нашу бездуховность, нашу безответственность, если она не понуждает нас к добру, – это беда.

Всякий человек грешен, но, к сожалению, не всякий хочет всматриваться в свою греховность как первопричину наших бед, внутренних настроений, болезней – и социальных, и личных. Самоуспокоенность очень опасна. Хорошо бы всем нам не иметь иллюзий относительно собственной безгрешности...

Как жить? Жить с любовью. Любить людей вокруг себя, беречь их, даже если они часто проявляют не лучшие свои качества. Возгревать в себе и в своих детях навык любви к ближнему, снисходительность, прощение обид. Это трудно, но необходимо. Не оскорблять ничьего человеческого достоинства и не терять его в себе, памятуя, что человек – творение Божие, созданное по образу и подобию Бога, и уже потому достоин любви и уважения. Не будем же терять облик человеческий, будем стремиться сами быть достойными любви ближнего!

И, наконец, будем помнить, что свобода – весьма ответственное состояние как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Не злоупотребим же ею, но будем помнить слова апостола Павла, обращенные к Галатам: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13).

 25 декабря 2013 года Священный синод, удовлетворив прошение о почислении на покой, поданное Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, на его место назначил митрополита Рязанского и Михайловского Павла.

Митрополит Павел родился 19 февраля 1952 года в Караганде в семье рабочих. В 1973–1976 годах учился в Московской духовной семинарии. В 1980-м окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Решением Священного синода от 19 февраля 1992 года был определен епископом Зарайским, управляющим патриаршими приходами в США и временно в Канаде. В 1999 году назначен епископом Венским и Австрийским, в 2001-м возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский. Решением Священного синода в октябре 2011 года ему присвоен титул Рязанский и Михайловский, он назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 года был возведен в сан митрополита.

На новое место служения Митрополит Павел прибыл в канун Рождества. «Я буду делать все возможное, чтобы сохранить то многое, что создавалось моим предшественником – многоуважаемым Митрополитом Филаретом», – заявил он по прибытии, добавив, что знаком с Митрополитом Филаретом на протяжении более тридцати лет. «Я знаю его мудрое отношение к происходящим событиям, – сказал Митрополит Павел. – Я искренне ему признателен и благодарен».

Новый Митрополит Минский и Слуцкий Павел также подчеркнул, что намеревается сделать все возможное для дальнейшего сохранения мира и благоденствия страны, куда назначен на служение. «Сегодня люди увидели, какие перемены к лучшему, доброму, я думаю, что они прекрасно знают, кто их руководитель. И ни у кого не возникнет даже мысли изменить направление, по которому сегодня идет белорусский народ и Беларусь в целом. Мы будем вместе молиться, трудиться и делать все возможное, чтобы мир и благоденствие пребывали на этой благословенной белорусской земле», – сказал Митрополит Павел.

Фото БелТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter